Повышение эффективности работы любой производственной компании – это не только модернизация оборудования, закупка новой техники, обновление регламентов, повышение квалификации сотрудников, но и изменения в системе управления. А в современном мире управлять предприятием без комплексной автоматизации всех бизнес-процессов – значит обрекать себя на отставание и постепенное увядание. Понимают это и в ДТЭК, где с прошлого года начался проект внедрения комплексного программного обеспечения SAP.
«Энергия жизни», корпоративный журнал ДТЭК, декабрь 2009г. http://www.dtek.com
Евгений Тимофеев
Повышение эффективности работы любой производственной компании – это не только модернизация оборудования, закупка новой техники, обновление регламентов, повышение квалификации сотрудников, но и изменения в системе управления. А в современном мире управлять предприятием без комплексной автоматизации всех бизнес-процессов – значит обрекать себя на отставание и постепенное увядание. Понимают это и в ДТЭК, где с прошлого года начался проект внедрения комплексного программного обеспечения SAP.
Сейчас он в самом разгаре и уже в 2010 году можно будет подвести первые итоги его реализации. «Энергия жизни» решила разобраться, что даст новое программное обеспечение Компании, и какие «мины замедленного действия» могут вскрыться на пути реализации всего проекта.
Интересно, что программисты SAP иногда называют себя «САПерами»: «мин» (неожиданных сложностей) при реализации проекта возникает немало. Каждое предприятие специфично, что требует внимания к любой мелочи. Поэтому действовать приходится аккуратно, без права на ошибку. Работа по автоматизации затронет каждого сотрудника ДТЭК, так как на всех предприятиях появятся продукты SAP. Однако на первом этапе нововведения коснутся корпоративного центра и ОАО «Павлоградуголь» (ДТЭК). Именно здесь реализуются проекты, призванные поднять систему управления на качественно новый, европейский уровень. Сейчас внедряются сразу три проекта: SAP ERP, SAP HCM и SAP BI/BPC. Попробуем разобраться, что же скрывается за сложной и непонятной аббревиатурой.
В борьбе с бумажной волокитой
ERP (Enterprise Resource Planning) расшифровывается, как «Управление ресурсами предприятия». Это ядро всей комплексной модернизации системы управления. Собственно, емкое название и отражает суть всего проекта. Благодаря внедрению этой системы будут унифицированы, упрощены многие бизнес-процессы. Бумажная волокита сведется к минимуму, а оперативность принятия управленческих решений существенно вырастет. Рассказывает Сергей Детюк, Директор по информационным технологиям ДТЭК: «Сейчас эта система внедряется на «Павлоградугле» (ДТЭК). По сути, это комплексное планирование и управление ресурсами предприятия, которое затронет все сферы деятельности: продажи, производство, снабжение, ремонт, бухгалтерский учет и т.д.». Как уже отмечалось, система станет эффективным инструментом в руках специалистов различных служб. Например, сегодня, чтобы принять на склад товар, кладовщик вынужден заполнять много различных документов. Бухгалтер, чтобы отразить эту операцию в учете, должен получить эти документы, сверить и заполнить кипу собственных бумаг. Все это «усложняет жизнь» работникам и снижает производительность труда. После внедрения ERP-системы бумажный документооборот снизится. Информация об операции будет вноситься в систему один раз, а затем каждый сможет ее использовать для своей деятельности. Автоматизируются и бухгалтерские проводки. Как следствие – повысится оперативность, снизится вероятность ошибки, улучшится прозрачность работы. Сергей Детюк поясняет: «Инструменты SAP не только автоматизируют операции работников по обработке информации, но и напрямую повлияют на экономическую эффективность. К примеру, использование подсистемы планирования потребности в материалах поможет высвободить дополнительные оборотные средства для предприятия».
В результате в системе будут работать около 800 специалистов «Павлоградугля»: одни сотрудники вводят данные в систему чтобы отразить свои операции, другие – пользуются внесенной информацией для выполнения своих задач и вводят дополнительные данные, на уровне менеджмента – принимают взвешенные оперативные управленческие решения на основе комплексной картины всего спектра данных.
Новое слово в бюджете
Для Корпоративного центра система управления ресурсами предприятия не так актуальна. Здесь важнее другие инструменты, позволяющие обрабатывать аналитическую информацию о деятельности Компании. Сейчас внедряются два таких программных продукта. Первый – это SAP BI/BPC (Business Intelligence/Business Planning and Consolidation, Бизнес-аналитика/Планирование и консолидация). Перед ним стоит сразу несколько задач. В первую очередь – это консолидация всех форм отчетов. К сожалению, сегодня «многообразие этих самых форм», поступающих от производственных предприятий Компании, затрудняют работу соответствующих служб Корпоративного центра. Новое программное обеспечение консолидирует документооборот, сделает его более оперативным и прозрачным. Следующий этап автоматизации – бюджетирование. Безусловно, бюджеты разных уровней составляются в Компании регулярно и в наши дни. Однако цель новой системы усовершенствовать этот процесс. Автоматизация бюджетирования тесно переплетена с бизнес-аналитикой. Новое программное обеспечение откроет дополнительные возможности в работе с огромным массивом информации, поступающим как изнутри Компании, так и извне. Благодаря решениям SAP специалисты ДТЭК смогут составлять различные варианты прогнозов и аналитических отчетов на основе ключевых показателей деятельности Компании. Также новое программное обеспечение поможет топ-менеджерам оперативно контролировать выполнение всех поставленных целей, анализировать причины отклонений и оценивать возможные тенденции.
Другой инструмент, внедряемый в корпоративном центре, называется SAP HCM (Human Capital Management) – «Управление человеческим капиталом». Сергей Детюк поясняет: «Люди – основной капитал Компании, поэтому проекту SAP HCM уделяется повышенное внимание. Он не сводится к обычному администрированию (функции отдела кадров: оформление заявлений о приеме на работу, на отпуск и т.д.), хотя и этот процесс будет существенно модернизирован. Продукт SAP гораздо шире, он поможет управлять человеческим капиталом, развивать его, повышать эффективность работы каждого сотрудника и Компании в целом. Этот проект мы осуществляем в тесном сотрудничестве с Дирекцией по управлению персоналом и корпоративным коммуникациям, которая уже сейчас использует много эффективных методик. Наша задача – максимально их «автоматизировать».
Помимо совершенствования администрирования, инструмент HCM позволит улучшить управление организационной структурой персонала. Многие новые проекты Дирекции (а также планируемые инициативы) будут подкреплены «компьютерной составляющей», что сделает работу с персоналом еще эффективнее. Инструмент HCM позволит поднять на качественно новый уровень многие программы обучения сотрудников ДТЭК. Благодаря ему можно анализировать компетенции персонала, принимать более взвешенные кадровые решения, основанные на максимальном объеме информации о кандидате (и вакансии). Незаменим проект и для поддержки дистанционного обучения.
Активная фаза реализации всех трех проектов SAP пройдет в 2009-2010 годах. Но по сути – это лишь начало большого пути. Предполагается, что введение новаций с каждым годом будет только набирать обороты (к примеру, после создания SAP ERP на ОАО «Павлоградуголь» (ДТЭК), этот инструмент будет внедряться и на других производственных предприятиях Компании). Сейчас под реализацию проектов внедрения SAP создана группа из 12 человек, которая оказывает помощь «на местах внедрения». После осуществления проектов, эти специалисты продолжат свою деятельность по развитию системы SAP, а для поддержания действующих систем будет организована служба поддержки.
Все это говорит о том, что информационное перевооружение ДТЭК неотвратимо. «САПеры» выполнят все поставленные перед ними задачи и, следовательно, информационная поддержка корпоративного управления ДТЭК станет в один ряд с лучшими европейскими и мировыми практиками.