«Наш Мечел» 0 комментариев

Реализация новой IT‑стратегии в «Мечеле» вступила в активную фазу

О ее сути и первых этапах проекта рассказывает директор Управления информационных технологий ПАО «Мечел» Алексей Шевченко.

Благодарим Департамент по связям с общественностью ПАО «Мечел» за предоставление данного материала. 

Сегодня в «Мечеле» в активную фазу вступила реализация новой IT‑стратегии. О ее сути и первых этапах проекта рассказывает директор Управления информационных технологий ПАО «Мечел» Алексей Шевченко.

– Алексей Владимирович, чем была вызвана необходимость принятия новой IT-стратегии?

– IT-стратегия принимается у нас обычно на 5 лет, и как раз подошел период, когда нужно было принимать новую. Кроме того, ситуация в отрасли быстро меняется, и наша внутренняя и внешняя IT-стратегия нуждалась в обновлении.

– Каковы основные революционные моменты этой новой стратегии? Чем она нова?

– Вряд ли IT-стратегия должна быть революционной, скорее эволюционной. Из принципиального: разрабатывая нашу новую стратегию, еще больше года назад мы как бы предвидели, что нам не надо ориентироваться на западное ПО, и основное внимание уделялось решениям на российском ПО. Теперь очевидно, что мы оказались правы, а импортозамещение даже стало общегосударственной задачей.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

– Что же должно произойти в работе Группы в результате реализации этой стратегии?

– IT-стратегия – это документ, который говорит о том, в каком направлении мы должны двигаться в ближайшую пятилетку, какие системы для нас являются приоритетными и какие принципы мы должны преследовать в своих планах. Это такой своеобразный ориентир. И, соответственно, когда у нас возникают какие-то изменения, структурные трансформации, когда возникают новые задачи, нам не приходится искать ответы на многие вопросы, мы эти ответы уже знаем, потому что они прописаны в IT-стратегии. Например, мы во многом понимаем, с какой системой на какое предприятие нужно заходить, какие процессы и как мы должны автоматизировать.

Я бы еще подчеркнул, что IT-стратегия – это не какая-то оторванная от реальности фантазия, она основана все-таки на стратегии развития каждого конкретного предприятия: организационные изменения или коррективы каких-то производственных процессов – это все предусматривает в том числе и IT-стратегия.

А если совсем уж конкретно, то можно выделить такие ключевые пункты IT-стратегии: повышение уровня цифровизации предприятий, автоматизация сквозных цепочек бизнес-процессов, объединение информационных систем путем бесшовной интеграции и применения шин данных, унификация нормативно-справочной информации, расширение применения электронного документооборота, создание централизованных сервисов, формирование гибкой и надежной эффективной IT-инфраструктуры компании, создание и интеграция типового набора решений, использование современных IT-решений, уже зарекомендовавших себя в других крупных холдинговых структурах.

– Звучит не очень понятно для непосвященного человека…

– Говоря проще, наша компания меняет принципы управления, переходит на централизованное обслуживание основных сфер деятельности. Например, создан Общий центр обслуживания, в результате чего часть функций, которые раньше выполнялись на местах, на предприятиях, такие как кадровый, бухгалтерский учет, казначейские операции, оттуда выведены и централизованы. То есть цифровизация и автоматизация основных бизнес-процессов – вот ключевая наша задача. Чтобы наши информационные системы могли автоматизировать нужный процесс без привязки к географическому положению сотрудников, которые в нем участвуют. Это как раз та платформа, которая в компании должна быть внедрена и которая позволяла бы нам решать любую задачу. Процессы создаются быстро, автоматизация не может отставать от скорости изменения бизнеса. Поэтому нам необходимо иметь в руках те инструменты, которые позволяют автоматизировать бизнес-процессы практически следом за выходом организационных документов по их запуску в эксплуатацию.

– То есть информационные технологии из вспомогательных постепенно перерастают в системообразующие инструменты?

– Да, и очень активно. IT состоит у нас из большого количества сегментов. И это не только чисто информационные системы, но и большая инфраструктура, обеспечивающая связь по всей стране, работу серверного, телекоммуникационного оборудования, работу нашей электронной почты. Это и управление технологическим процессом – системы, которые управляют нашими прокатными станами, контролируют ситуацию в шахтах и карьерах.

В конечном итоге вся важная информация консолидируется в единой аналитической системе, которая позволяет в динамике оценить общие показатели работы компании. Направление IT сегодня включает все технологические уровни, которые позволяют предприятиям и Группе в целом эффективно функционировать. Образно говоря, если финансы – это как бы кровеносная система компании, то IT – это, по сути, нервная система.

– Можно ли выделить наиболее важные разделы новой IT-стратегии?

– Важно, конечно, все, но выделить можно наши централизованные проекты, которые реализуются в соответствии с планами, утвержденными руководством. К таким проектам у нас относятся «ERP», «Документооборот», «УХ-Казначейство». Также для отдельных пилотных предприятий централизованно реализуется проект по налоговому мониторингу. Развитие цифровизации в стране приведет к тому, что рано или поздно все предприятия будут подключаться к налоговому мониторингу.

– Возникают ли какие-то субъективные или объективные сложности по реализации IT‑стратегии?

– Принципиальных субъективных проблем я не вижу. Все наши специалисты и в Москве, и, что еще важнее, в регионах прекрасно понимают, к чему мы сейчас идем, осознают жизненную необходимость постоянного движения по вектору стратегического развития. Кроме того, ведь и сама IT-стратегия не спущена сверху – она формировалась в том числе и там, на предприятиях.

А объективные сложности, вызванные общей внешней ситуацией, конечно, есть. И главная из них – недостаток рабочих рук, точнее, умов. Как мы знаем, в стране сейчас настоящий технологический бум, который начался еще в период пандемии, и спрос на IT-специалистов существенно вырос. Из-за этого в нашей сфере наблюдается жесткая конкуренция на рынке труда и, как следствие, большая текучесть кадров. В этой ситуации, кстати, стало очевидно, что формировать головной коллектив для работы над нашими централизованными проектами лучше из своих сотрудников с региональных предприятий: они оказались стабильнее, чем те, кого мы принимали со стороны.

– К слову, как в рамках реализации IT-стратегии распределяются обязанности между московскими и региональными специалистами?

– На всех основных предприятиях «Мечела» существуют самостоятельные IT-подразделения, которые подчиняются нам функционально, а административно руководству предприятий. Эти подразделения имеют большие компетенции в части развития автоматизации на предприятиях. И если говорить об автоматизации компании «Мечел», то, кроме работ, которые выполняет «Мечел-ИнфоТех» как специализированная компания, на предприятиях существует много больших и важных IT-проектов, которые они реализуют самостоятельно. Наша задача при организации работы – контролировать, чтобы предприятия использовали нужные инструменты развития и следовали поставленным целям. Мы в данном случае осуществляем функциональное руководство, контроль и методологическую поддержку в части развития информационных технологий. Например, в рамках упомянутого выше импортозамещения у нас в работе принимали участие представители всех крупных предприятий, и мы именно с их помощью выявили те программные продукты, которые вскоре придется менять.

– Значит, без грамотно выстроенной и своевременно реализованной IT-стратегии сегодня невозможно не только развитие, но и функционирование крупной компании?

– Безусловно. Не будут развиваться информационные технологии, и предприятие не будет конкурентоспособным. И не будет технологической эффективности в производстве, продажах, закупках, во всем. Но самое главное значение IT в работе компании заключается в том, что именно IT-данные являются источником информации для принятия управленческих решений, и качество этих решений напрямую зависит от качества таких данных – их своевременности и достоверности. Только так сегодня можно достигать экономических преимуществ на рынке.

Антон Лапин

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Яков Подольский, Да, и речь идет не только об анализе причин, но и планирповании и проведению коррек... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Согласен,как раз эти навыки сотрудника показывают по каким причинам происходит отклонение от требова... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Яков Подольский, Если вы имеесте ввиду причины появления отклонений, согласен, они могут быть разные... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”