Сибирский газовик» 0 комментариев

Искусственный интеллект в «трансгазе»: зачем он нужен и кто его ждет?

О том, что в данном направлении планирует «Газпром трансгаз Сургут».

Благодарим редакцию газеты «Сибирский газовик» ООО «Газпром трансгаз Сургут» за предоставление данного материала.

Есть известный, и показавший свою состоятельность, подход советской инженерной школы: «Решай задачу простым путем». Так мир увидел много громких разработок, которыми пользуется до сих пор (телевизор, компьютер, стрелковое оружие). Спустя 70 лет, с очевидным усложнением производств все, казалось бы, должно измениться. Ан нет, мы вновь слышим похожее: «Сложные решения упрощай». И призвана в этом помочь не более простая физико-математическая модель чего-то, а искусственный интеллект, анализирующий массивы данных для облегчения принимаемых решений.

Главный герой дня – нейросеть, которая в скором времени станет такой же обыденной частью производства, каковой сегодня является автоматизация. Для непосвященных в тему слово звучит пока малопонятно, даже пространно, но иметь дело с искусственным интеллектом (ИИ) рано или поздно придется не только тем, кто его придумывает. В чем мы убедились, побывав на профильном совещании по вопросу внедрения ИИ в производственно-технологические процессы дочерних обществ. Затраченное время не только позволило узнать о том, что в данном направлении планирует «Газпром трансгаз Сургут», но и в целом обогатило новыми знаниями.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

История вопроса

К тематике искусственного интеллекта Газпром стал подбираться не вчера. Углубляясь в историю, еще в 1974 году в нашей отрасли, далекой тогда от автоматизации, впервые была проведена одна из работ по проектированию генеральных схем обустройства газовых и нефтяных месторождений. Помогла она получить ранее недоступные, высоко детальные данные о подземном строении пластов. 

Методично (и сообразно времени) компания развивала подобные технологии на протяжении последующих десятилетий. Нынешний этап, связанный с разработкой систем АСУ ТП – очередной запрос времени, где искусственный интеллект призван стать, как минимум, помощником инженеров в части принятия оперативных и управленческих решений, а как максимум – сам обеспечивать автоматизированное управление процессами того же ремонта. 

Прошедшее совещание ПАО «Газпром» стало первым и установочным, где специалисты дочерних обществ, проектных институтов и организаций, сторонних разработчиков обменялись мнениями о том, что требуется производству и в каких направлениях двигаться, поделились отдельными наработками «на местах». Конечным результатом подобных встреч должна стать выработанная стратегия, масштабирование и тиражирование взятых за основу развития проектов.

Зачем это нужно

Искусственный интеллект в производстве нужен чтобы облегчить работу людей, повысить качество управления техническими процессами. В глобальном же плане этого требует рынок. Мировой спрос на газ в течение ближайших 25 лет вырастет на 43%, при этом его доля в мировом топливно-энергетическом балансе достигнет 26%, и это будет самая большая доля газа в топливно-энергетическом мировом балансе. На такие результаты, по словам главы Газпрома Алексея Миллера, произнесенным на ПМГФ-2023, повлияет новая парадигма - природный газ в деле электрификации мирового конечного потребителя. Рост спроса на электроэнергию, в свою очередь, будет вызван такими процессами, как цифровизация, работа с большими банками данных и искусственным интеллектом. 

То есть, получается, что искусственный интеллект мы создаем как для решения задач собственного производства, так и для обеспечения задач других отраслей, сфер экономики, социальных инфраструктур, рост потребления которых также будет вызван развитием у них искусственного интеллекта.

Что нас обязывает

С точки зрения бизнеса внедрять технологии искусственного интеллекта в жизнь нас обязывает стремление к эффективной работе. А как госкомпанию – Указы Президента и Правительства страны об ускоренном развитии ИИ в Российской Федерации. 

В 2023 году глава государства поручил обеспечить включение мероприятий по внедрению технологий ИИ как приоритета в программы инвестиционного развития компаний с госучастием (Россия, по словам Владимира Путина, должна стать одним из лидеров в области ИИ и использовать его потенциал для повышения эффективности экономики, социальной сферы и обороны).

Легли задачи и в основу стратегии цифровой трансформации ПАО «Газпром». Актуализируются они и в методических рекомендациях Министерства цифровых технологий. Предвосхищая эту работу, Газпром поручил дочерним обществам представить в компанию предложения по применению ИИ в рамках целевой архитектуры.

Сфер приложения искусственного интеллекта в Газпроме несколько. Они предполагают создание сети полигонов для цифровизации производства и апробации цифровых инициатив. К разработкам предъявляются не просто требования в замещении импорта, а технологической независимости, локализации ресурсов и технической поддержки. 

Где применять

Основой для инноваций могут стать такие инициативы, как разработка комплексных алгоритмов в управлении интегрированными технологическими цепочками с применением искусственного интеллекта; применение облачных технологий; разработка и испытание цифровой платформы управления производственно-технологическими процессами.

Использовать и тиражировать идеи искусственного интеллекта также предлагается в таких областях, как первичная обработка обеспечения достоверности измерений и входных данных в производственной ИУС АСУ ТП. А также в составе цифровых двойников в производственных комплексах и оптимизации технологических процессов для сокращения операционных затрат. 

Также на нейросети возлагаются надежды в оперативном мониторинге и диагностике состояния технологического оборудования; в использовании информационных роботов для реализации функций управления инцидентами, контроле отказов и неисправностей, их локализации, разработке мер по их недопущению. 

Свою эффективность они могут показать в системах поддержки принятия управленческих решений, в том числе диспетчерского управления. И наконец большого эффекта от ИИ ожидают в сфере разработки интеллектуальных алгоритмов для систем автоматизации, реализации усовершенствования процедурного, комплексного управления технологическими цепочками. 

Как человек, но не вместо него

То есть, нейросеть должна стать как человек, работать как человек, выдавать результат – как человек.  В то же время заменить его она полностью не сможет. Да, нейросети окружают нас повсюду: Алиса расскажет погоду на день и сможет поддержать разговор, навигатор построит быстрый маршрут до работы, а умная лента покажет подборку новостей по интересам. Все эти функции были сделаны для удобства, в помощь человеку и не в последнюю очередь ради экономии его времени. 

Свое место, не выходя за его рамки, будет занимать и искусственный интеллект в производстве – анализировать потоки данных, делать выводы, строить прогнозы. И, по большому счету, выступать ассистентом. Ни в коем случае не заменяя человека и его опыт.  

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Сергей Галимуллин, заместитель главного инженера по автоматизации, метрологическому обеспечению и связи:

– Мы все больше работаем с системами, где появляется огромное количество датчиков и средств измерений. В таком массиве данных ориентироваться непросто. Искусственный интеллект позволяет оптимизировать работу – благодаря ему у тех же сменных инженеров отпадет необходимость анализировать большой объем поступающей информации. ИИ это произведет сам на основе множества исходных и данных, выдавая инженеру фактически готовое решение. 

ООО «Газпром трансгаз Сургут» уже участвует в нескольких проектах, реализуя на своей базе технологии, которые можно отнести к искусственному интеллекту. В частности, в диагностике, где, как минимум, три направления связаны со сбором, обработкой данных и выдачей предварительных результатов технического состояния оборудования. А недавно нашим предприятием подписано соглашение о сотрудничестве с ВНИИгазом о разработке математической модели и алгоритмов машинного обучения по теме реализации системы контроля и управления техническим состоянием технологического оборудования компрессорной станции с использованием методов ИИ. 

Павел Сизиков, начальник отдела по эксплуатации компрессорных станций:

– Конечно, инженерам нужны электронные помощники в принятии решений, и чем выше их возможности, тем лучше. Систем, способных полностью заменить человека на производстве, пока, конечно, нет. Текущий уровень развития данных технологий скорее ориентирован на выявление отклонений в работе оборудования, обработку большого массива данных и выдачу информации для принятия решений. Поскольку ИИ работает онлайн, накапливая и обрабатывая ретроспективные данные, уже имеются некоторые инструменты прогнозирования техсостояния. Эволюция развития ИИ идет как по пути построения точных математических моделей, так и по пути аналитики фактов (самообучение).

Вообще идеальный вариант искусственного интеллекта – это когда такие системы позволят нам полностью управлять процессами надежности, прогнозировать с высокой точностью вероятность отказа, планировать объемы и сроки обслуживания и ремонта, потребность в запасных частях исходя из состояния оборудования и оптимальных финансовых затрат. Над приближением этого светлого будущего мы и работаем.

Олег Ермолаев. Коллаж Ольги Сиренко

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Яков Подольский, Да, и речь идет не только об анализе причин, но и планирповании и проведению коррек... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Согласен,как раз эти навыки сотрудника показывают по каким причинам происходит отклонение от требова... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Яков Подольский, Если вы имеесте ввиду причины появления отклонений, согласен, они могут быть разные... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”