"Вести Сахалин Энерджи" 0 комментариев

«Электронное дело скважины»: проект компании «Сахалин Энерджи»

Этот проект стал победителем конкурса «Лучшие цифровые решения для нефтегазовой отрасли».

Проект eWellBook компании «Сахалин Энерджи» стал победителем конкурса «Лучшие цифровые решения для нефтегазовой отрасли», который прошел в рамках федерального ИТ-форума «Smart Oil & Gas: Достоверные данные». Перспективы проекта мы обсудили с представителями технического директората.

Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством». 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ О EWELLBOOK ПОЯВИЛОСЬ В «ВЕСТЯХ» В СЕНТЯБРЕ 2019 ГОДА. ЕГО МОЖНО СЧИТАТЬ ПРИМЕРНОЙ ДАТОЙ РОЖДЕНИЯ ПРОЕКТА? 

Сергей Никитин, начальник сектора по управлению техническими данными: «Это период первого испытания его возможностей в ходе Well-by-well-review – ежегодного совещания по анализу работы скважин. Впервые все данные транслировались непосредственно из eWellBook, что означает «электронное дело скважины». В режиме реального времени они поступали из корпоративных хранилищ – Subsurface Data Warehouse, eWIMS, UNICA и других. Участники совещания получили полную информационную картину производительности скважин и Пильтунской площади Пильтун-Астохского месторождения». 

ВЫ ГОВОРИТЕ ОБ ЭТОМ КАК О РЕВОЛЮЦИОННОМ ШАГЕ. 

Сергей Никитин: «Скорее, эволюционном. «Электронное дело скважины» избавило нас от адаптации дополнительных материалов и презентаций. За многие годы мы привыкли к тому, что подготовка к совещаниям по анализу скважин или месторождений включает объемный пакет справочной информации, хранящейся в разных местах. На это уходит не один десяток часов работы – гораздо больше, чем занимает само совещание». 

ЕWELLBOOK – НОУ-ХАУ НАШЕЙ КОМПАНИИ ИЛИ ОБЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В НАПРАВЛЕНИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ? 

Сергей Никитин: «За прошедшее десятилетие у нас были две попытки внедрения «электронного дела», но они не привели к желаемому результату. На этот раз вместо перестройки процесса под готовое решение мы, изучив опыт, в частности коллег из Shell, взяли аналитическую платформу, которая позволяет самостоятельно и быстро создавать продукт с необходимым функционалом. Эту работу выполнили своими силами: инженеры знали, что мы хотим получить, а дата-менеджеры – как это сделать и какие данные для этого нужны. В результате существенно сократилось время создания продукта, а его функционал максимально соответствует задачам компании. Таким образом, «электронное дело скважины» – индустриальная тенденция, но цифровизация определенной компании – это, безусловно, ноу-хау ее сотрудников». 

В НАШЕМ СЛУЧАЕ ЭТО КОНКРЕТНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ – К РАЗГОВОРУ ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ ВАЛЕНТИН ТАРСКИЙ И ЕГОР КАСПРОВ. 

Валентин Тарский, начальник отдела по контролю за разработкой и реализацией проектных решений: «Одна из целей проекта – уйти от бумажной работы, высвободить время инженеров, которое тратилось на генерацию копий, обновление информации, и направить его в более продуктивное русло. Идея создания «электронного дела скважины» зрела давно, и мы с Егором начали работу над проектом в попытке соединить желаемое с возможным». 

САЛЬЕРИ, НЕ САМЫЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПУШКИНСКИЙ ПЕРСОНАЖ, ГОВОРИЛ: «ПОВЕРИЛ Я АЛГЕБРОЙ ГАРМОНИЮ». 

Валентин Тарский: «Не знаю насчет гармонии. В голове была нарисована картинка, но не было понимания, какие технологии могут прийти на помощь, чтобы без сложных математических инструментов найти более простой путь». 

КАК Я ПОНИМАЮ, ЭТО СФЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЕГОРА. С ЧЕМ ВЫ СТОЛКНУЛИСЬ В НАЧАЛЕ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА? 

Валентин Тарский: «Он столкнулся со мной» (смеются). 

Егор Каспров, главный специалист сектора по управлению техническими данными: «Наш отдел проделал большую работу, чтобы создать фундамент для внедрения eWellBook. Мы понимали, насколько велики трудозатраты коллег на подготовку такой отчетности, поэтому искали решение, анализируя всю доступную информацию. И в процессе поиска поняли, что должны идти по собственному пути, потому что наша компания во многих направлениях уникальна и стандартное решение нам не подходит. И начали планомерно – график за графиком, источник за источником – подключать и формировать свой продукт. Подготовили данные, выверили их, собрали в единый документ. Следующим логическим этапом было их представление на ежегодном совещании». 

Валентин Тарский: «Я часто сравниваю «дело скважины» с медкартой человека. Здесь все то же самое: разные специалисты фиксируют замеры температуры, дебитов и еще много чего другого, и постепенно карточка превращается в томик жизни скважины. У наших «медсестер» и «врачей» он всегда под рукой – теперь вместо поисков по просторам сетевых носителей они могут войти в eWellBook с любого компьютера и получить полную информацию «здесь и сейчас». 

МЫ НАЗЫВАЕМ «ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕЛО» ТО ПРОДУКТОМ, ТО ИНСТРУМЕНТОМ, А КАК ОНО РЕАЛЬНО ВЫГЛЯДИТ?

Валентин Тарский: «Оно напоминает книгу с закладками, в которой все расписано: время и способ бурения скважины, оборудование, которое в нее спускалось, отслеживание ремонтных работ. Удержать все в голове даже сверхопытному специалисту непросто, тем более применительно к нескольким скважинам». 

Егор Каспров: «Там собраны все основные параметры, которые указывают или на потенциальные проблемы, или, наоборот, что все в порядке и можно на эту скважину не тратить лишнее время». 

НАСКОЛЬКО Я ПОНЯЛА, ПОСЛЕ 2019 ГОДА ЕЖЕГОДНЫЕ СОВЕЩАНИЯ ПО АНАЛИЗУ СКВАЖИН ПРОХОДЯТ В НОВОМ ФОРМАТЕ. 

Сергей Никитин: «Поменялся подход к проведению совещания: «электронное дело скважины» заменило презентации. Вся информация поступает сразу из первоисточника. Дискуссия проходит содержательно, экономится время и ускоряется процесс принятия решений. В ходе встреч даже возникают идеи о расширении функционала продукта». 

БУКВАЛЬНО С ЯЗЫКА СНЯЛИ ВОПРОС О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ ПРОЕКТА. 

Сергей Никитин: «Создав совместно с Пильтунской командой eWellBook, мы стремились распространить «дело» на Астохскую и Лунскую команды. Расширялся охват, и у нас появились новые идеи о функционале. Например, изначально акцент был сделан на добывающие скважины – затем к ним добавились нагнетательные и поглощающие».

Егор Каспров: «Когда мы показали инструментарий Пильтуна, разработчики Астохского и Лунского месторождений его оценили. Он позволяет использовать меньше статичной информации, все переводится в динамику и цифру. Каждое месторождение уникально, поэтому прямое копирование невозможно – принцип один, стратегическое наполнение разное». Сергей Никитин: «В этом году мы добавили очередную полезную функцию – реестр новых возможностей (Opportunity Register). В него включены идеи о том, что можно сделать для конкретной скважины или месторождения, чтобы повысить их надежность и продуктивность. Это дает возможность оценивать эффект от разных идей и принимать решение о том, какие из них будут внесены в план. Такая работа проводилась и раньше, но каждый специалист вносил инициативы, используя разные системы, что размывало картину. Одним из инициаторов нового предложения стал Роман Алябьев». 

К НАШЕМУ ОБСУЖДЕНИЮ ПОДКЛЮЧИЛСЯ ОДИН ИЗ АВТОРОВ OPPORTUNITY REGISTER. РОМАН, КАК ВЫ ВОШЛИ В ЭТОТ ПРОЕКТ? 

Роман Алябьев, ведущий инженер по технологии добычи нефти и газа: «Идея реализации «электронного дела скважины» витала в воздухе, и спасибо Пильтунской команде, которая первая его внедрила. После этого мы сразу оценили потенциал его применения на Астохском участке, поняли, что нужно развивать, а что нуждается в шлифовке и редактировании. Цель, к которой мы стремимся, – полностью перейти на цифру». 

ПОЯСНИТЕ, «ДЕЛО СКВАЖИНЫ» ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ТОЛЬКО НА ЕЖЕГОДНЫХ СОВЕЩАНИЯХ? А ЕСТЬ НЕКИЙ ПОТОЛОК, ВЕРХНЯЯ ПЛАНКА, ВЫШЕ КОТОРОЙ ЭТОТ ПРОЕКТ НЕ БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ? 

Егор Каспров: «Сегодня eWellBook не тот инструмент, который используется раз в год, а остальное время лежит на полке. Он стал настольной книгой инженеров». Сергей Никитин: «Мы создали «вешалку» для данных, которая позволила инженерам оперативно получать необходимую информацию. Это значительно расширило диапазон применения продукта по сравнению с изначально задуманным. Существенную роль в этом сыграли сами инженеры». 

Валентин Тарский: «Дело скважины» постоянно дорабатывается – из агрегатора информации оно превращается в аналитический инструмент, который уже делает часть работы инженера. Но мы не хотим создать что-то неудобное в работе. Проект должен развиваться не вширь, а вглубь».

ТО ЕСТЬ К ПОЛНОМУ СОБРАНИЮ «СОЧИНЕНИЙ» ВЫ НЕ СТРЕМИТЕСЬ? 

Егор Каспров: «Технологии не стоят на месте, и мы стараемся идти в ногу со временем. Будем использовать актуальные наработки аналитики, подключать новые типы данных, внедрять прогнозирование, возможно, и самообучение модели». 

Роман Алябьев: «Дело скважины» стало отшлифованным инструментом для анализа истории, событий и предложений по скважинам, и мы продолжаем его развивать, ищем новые возможности. Например, планируется внедрение углубленной аналитики параметров скважин, сравнение трендов продуктивности в зависимости от свойств пласта. Еще один пример. До этого года реестр новых возможностей (Opportunity Register) велся в табличной форме, очень неудобной на практике. Нам удалось реализовать его графическую визуализацию, то есть появился новый функционал, который может дать толчок к развитию других проектов». 

ВЕРНЕМСЯ К КОНКУРСУ «ЛУЧШИЕ ЦИФРОВЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ». БЫЛИ УВЕРЕНЫ В ПОБЕДЕ? 

Сергей Никитин: «Были уверены в полезности и качестве нашего продукта. Но на конкурсе было много сильных участников, иногда в разы превосходящих нас по возможностям и масштабам достижений. Я чувствовал сильную конкуренцию и очень рад нашей победе, которой, считаю, не было бы без содействия нашей коллеги Ирины Сахаровой, выступившей координатором участия в этом конкурсе. Огромное ей спасибо за инициативу и проделанную работу! Это один из тех конкурсов, участие в которых не менее приятно, чем победа, потому что они позволяют «подглядеть», какие задачи и каким образом решают коллеги по нефтегазовой отрасли. В ходе пленарной дискуссии была высказана интересная мысль о том, что на пути цифровизации компании уходят от парадигмы «заказчик – исполнитель» и принимают, что заказчик одновременно становится ключевым исполнителем. Цифровизация, навязанная извне, невозможна, она должна быть внутренней потребностью предприятия». 

Валентин Тарский: «Победа не была основной целью. Но награда порадовала, тем более что мы стали победителями среди команд с очень интересными проектами. Это значит, что мы делаем что-то нужное не только для нашей компании, но и для отрасли в целом. Думаю, что через год мы заявим версию eWellBook 2.0». 

Беседовала Елена Гуршал, фото компании «Сахалин Энерджи»

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Яков Подольский, Да, и речь идет не только об анализе причин, но и планирповании и проведению коррек... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Согласен,как раз эти навыки сотрудника показывают по каким причинам происходит отклонение от требова... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Яков Подольский, Если вы имеесте ввиду причины появления отклонений, согласен, они могут быть разные... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”