0 комментариев

«Дырявое» благополучие - о роли ИТ в построении системы управления

В феврале 2009г. CNews Analitics  и   Cnews Conferences провели круглый стол по теме «ИКТ в энергетике: пути после РАО ЕЭС». Выступление управляющего директора компании «Сайнер» Максима ЛЕСНИЧЕНКО, посвященное роли IТ в построении системы управления.

В феврале 2009г. CNews Analitics  и   Cnews Conferences провели круглый стол по теме «ИКТ в энергетике: пути после РАО ЕЭС». Выступление управляющего директора компании «Сайнер» Максима ЛЕСНИЧЕНКО, посвященное роли IТ в построении системы управления. 

Сейчас вспоминаем: как хорошо и спокойно все было до кризиса. Экономика потихоньку развивалась, денег было много, в компаниях формировалась «жировая прослойка».  И думать об управляемости и об эффективности компаний как-то не хотелось: зачем? 

И IT-департаменты, IТ-отделы не раздражали. Программы бухгалтерского учета работают? Автоматизированная система коммерческого учета действует? У сотрудников компьютеры не «висят»? Электронная почта функционирует? Значит, все хорошо, IТ-подразделение свое существование оправдывает. Можно даже денег немного подкинуть – на развитие.

 

Об эффективности

О том, какую роль IТ может действительно играть в управлении предприятиями, мало кто задумывался. И это не значит, что с управлением было все в порядке. Отнюдь. Всю его «эффективность»  приходилось не раз наблюдать на местах, в различных энергетических компаниях. Нередко создавалось впечатление, что предприятием реально руководит не генеральный директор, не финансовый директор, а начальник цеха генерации и начальник РЭСа. Именно на основе представляемой ими информации и принимались главные решения. 

Например, по планированию бюджетов – ремонтного, инвестиционного. Как это планирование происходит?  На основе заявок «снизу». Вот и получается, что, например,  стоимость замены опор и планового ремонта в сетевых компаниях отличается в разы. 

Или планирование повседневной работы ремонтных подразделений. Оказывается, ремонтный персонал в среднем лишь четвертую часть своего рабочего времени проводит на объектах. То есть, в течение месяца неделю – работает, а все остальное время - ждет работы. Нормально ли это? Можно подсчитать, во сколько обходится такой «интенсивный» труд компании. 

Не так давно мне выпала возможность познакомиться с организацией управления в одной из электрокомпаний в Ирландии. Так там у каждой ремонтной бригады – ноутбук с выходом в Интернет. Информация о необходимости тех или иных работ на объектах поступает оперативно. Поэтому рабочее время используется рационально, а на базе ремонтники появляются только для того, чтобы взять со склада необходимые запчасти и оборудование. 

Но то – Ирландия, пусть бывший, но лидер Евросоюза. А у нас отсутствие должного управления работой ремонтных подразделений – своего рода «дыра», куда утекают денежные средства. Причем таких «управленческих дыр» у большинства энергокомпаний немало.

…А потом пришел финансовый кризис. Какие явления породил он в экономике, в том числе, в электроэнергетике?

Начались неплатежи, сократились потоки наличности. Естественно, все озаботились экономией – всяческими сокращениями, оптимизацией, снижением издержек. Причем, понятно, что эффективность этой работы при, мягко говоря, несовершенной системе управления, не очень велика.

С чего начали «оптимизаторы»? Конечно, с того, что не относится к основному процессу, со вспомогательного сервиса. Практически везде расходы на содержание IТ-подразделений стали урезать – на 10-15%. Если учесть, что расходы на IТ в современных компаниях электроэнергетики составляют примерно 0,5-0,8%, то экономия получается «солидная». Конечно, «копейка рубль бережет», но, все-таки….

Хотя, если посмотреть на проблему с другой стороны, то все это – правильно. Потому что сегодня некоторые IТ-проекты, в том виде, в котором они существуют и реализуются, не нужны! Получается не что иное, как IТ ради IТ. Вкладывать в это деньги, согласитесь, занятие не только бесполезное, а просто неумное.

И роль IТ  останется минимальной, пока руководство компаний не посмотрит  на информационные технологии как на реальный инструмент, необходимый для эффективного управления, в том числе, учитывая их статусность как бизнес-структур, в конечном счете – для получения прибыли.

То есть, сегодня, в период кризиса, наступило самое подходящее время для  переосмысления роли IТ, его участия в поддержке принятия решений на различных уровнях. Сегодня компаниям уже мало просто автоматизировать бизнес-процессы, руководителям нужно постоянно владеть информацией, необходимой для эффективного управления. Поэтому финансировать IТ-проекты нужно. Но только в том случае, если они направлены на решение конкретных бизнес-задач.

При этом на первый план выходит необходимость комплексного подхода к вопросу эффективной IТ-инфраструктуры. Конкретный пример. Сегодня один из энергохолдингов озаботился созданием электронной торговой площадки для оптимизации материально-технического снабжения. Дело, конечно, очень хорошее и нужное. Но если ограничиться созданием только такой площадки, то «добавленного качества» такой проект практически не даст. Он существенно не повлияет на качество бизнес-процессов, процессов управления. А вот, если «подняться выше», то можно и нужно поставить вопрос о создании вертикально интегрированной системы управления логистикой компании, составной частью которой может быть электронная торговая площадка. При таком, комплексном подходе экономический эффект может быть на порядок выше.

 

О резервах

Нужно очень четко представлять себе поставленные цели и средства их достижения с использованием IТ-технологий. Предположим, речь идет о построении системы управления логистикой. Прежде всего, следует ответить на вопрос, какова процедура планирования потребности в материально-технических средствах в электроэнергетичесих компаниях? Какие документы готовятся, какие функции кто выполняет. Затем необходимо составить функционально-информационную модель, где будут расписаны функции всех информационных потоков.  Тогда станут понятны потребности и объемы обрабатываемой информации. И можно будет определить, какое программное обеспечение в каком объеме и с каким качеством способно решить такие задачи. Только тогда можно говорить о том, насколько эффективным может быть IТ-проект, стоит ли вкладывать в него деньги.

Сейчас нередко  приходится сталкиваться с парадоксальной, на первый взгляд, ситуацией. В компании внедрена новая информационная система, а ожидаемого эффекта она не дает, несмотря на то, что все, вроде бы, тщательно просчитывалось. Почему? Да потому, что параллельно с новой действует и старая, на основе «бумажных» носителей в виде огромного количества «гроссбухов». Ее  просто «забыли» отменить. Получается, что две системы «живут» параллельно, дублируют друг друга.  Это все равно, что построить новую ЛЭП, а старую оставить на балансе, продолжать тратить средства на ее обслуживание. У данной ситуации есть и «психологический» аспект. Исполнители, менеджеры низшего звена начинают думать, что новая IТ-система – просто блажь руководства, а на деле лучше ничего не менять – так спокойнее.

Конечно, совсем не обязательно устраивать ритуальный костер из вышеупомянутых гроссбухов. Но с внедрением новой системы старая должна прекращать свое существование. В приказном порядке.

Считаю, что основные резервы по эффективному использованию IТ-технологий находятся внутри компаний. В части оптимизации распределения функций, увеличения скорости передачи информации и т.д. Почему же они не используются? Или – используются очень мало. Кто конкретно в этом виноват?

Руководство самих компаний? Несомненно. Потому хотя бы, что «добро» на осуществление IТ-проектов дают именно топ-менеджеры. Но я думаю, что не меньшая ответственность лежит и на самих руководителях IТ-подразделений. Многим из них свойственно, как я это называю, «IТ-мещанство». Они привыкли довольствоваться малым. Не нагружают их работой, не требуют многого, и чтобы было сделано хорошо.

Но сейчас, в условиях кризиса самое главное – как ты сам меняешься качественно. Что нового ты способен привнести в бизнес? Необходимо доказать свою «нужность», полезность компании новыми идеями и решениями.

В этом смысле вообще IТ-подразделения находятся в особом положении. В любой компании, помимо руководства есть производственники,  есть экономисты, финансисты. И «айтишники». Первым свою необходимость доказывать руководству не приходится – она признается априори. А вот IТ-специалистам это делать нужно, просто жизненно необходимо. Для того, хотя бы, чтобы их существование в структуре компании не воспринимали просто как дань «веяниям времени». Это - своего рода, борьба за «место под солнцем».

Как доказать свою необходимость, полезность? Как «продавать» себя внутри компании? Главное – предлагать руководству не программные продукты, а готовые IТ-решения конкретных актуальных проблем.

Например, повышение эффективности эксплуатации автотранспорта, чтобы с помощью соответствующей информационной системы сделать этот процесс максимально прозрачным, оптимизировать распределение ресурсов. Доказать, что внедрение этой системы позволит значительно снизить расходы на ГСМ, рационально использовать имеющуюся технику, сократить расходы на покупку новой. Такое предложение обязательно найдет понимание. Мы же исходим из того, что сегодня к руководству энергокомпаниями пришли эффективные собственники.

В идеале в IТ-подразделениях должны работать люди, которые, с одной стороны, хорошо понимают бизнес-процессы, с другой – свободно ориентируются в многообразии программных продуктов, информационных технологий, представляют возможности, которые они дают бизнесу. К сожалению, таких специалистов сейчас немного. Насколько мне известно, в вузах их специально не готовят. Хотя, где-то уже делались попытки «совмещения» программистов и «прикладников».  Но в любом случае дефицит такого рода «пограничных» специалистов сохранится еще долго. Значит, нужно обучать их внутри компании. Или предложить консалтинговым фирмам разработать и провести соответствующие курсы повышения квалификации. В конце концов, энергосбытовых менеджеров наши вузы тоже не готовят.

 

О будущем

Конечно, отдельные (не скажу – многие) электроэнергетические компании предпринимают попытки использования IТ-технологий для эффективного управления. Пусть даже речь пока не идет о системном подходе и комплексном решении задач.

Подчас внедрение даже отдельных элементов управления с использованием IТ-технологий  приносит неплохие результаты. В частности, это касается снижения потерь при передаче электроэнергии.  Здесь роль информационных систем достаточно велика – и для обеспечения прозрачности коммерческого учета, и для определения, локализации тех участков сети, где возникают проблемы. Последнее дает возможность сконцентрировать людские ресурсы для проверки тех участков, где потери особенно велики. В итоге в отдельных сетевых компаниях удалось снизить потери при передачи электроэнергии на 3-4%.

Лично у меня определенный оптимизм вызывает тот факт, что в последнее время все большее внимание использованию IТ-технологий уделяется руководством нашей страны. Работы по внедрению «электронного правительства» - яркое тому подтверждение. Что касается электроэнергетики, то, насколько мне известно, сейчас на правительственном уровне перед руководством компаний остро ставится вопрос об организации эффективного учета электроэнергии. А решить эту проблему без развития информационных технологий сегодня попросту невозможно.

И все же на вопрос о развитии информационных технологий управления в электроэнергетических компаниях на ближайшие годы ответил бы без избыточного оптимизма. Исходя из своего опыта, думаю, что в ближайшей перспективе руководство может быть половины компаний отрасли осознает важность и необходимость использования IТ в управлении должным образом. Но только 15-20% предпримут в этом направлении реальные и эффективные шаги. То есть, сила инерции будет доминировать.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Повышение эффективности производства неразрывно связано с безопасностью этой эффективности, Часто пр... Десять лет программе Тотальной оптимизации производства ПМХ
Ayrat Zaripov, благодарю за отзыв. напишите мне в личку panov_ilya@inbox.ru или в телеграм @panov_i... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Илья, приветствую! Очень интересная статья. Заинтересовался книгой Э. Шермана «Снижение аварийнос... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”