Подробнее 0 комментариев

«Божественный ветер» дует с Востока: тенденции развития рынков

Результаты последних месяцев показывают, что мировой промышленный центр плавно и без спешки, как и принято в восточной философии, перетекает в азиатские страны. А первая экономика мира – США – все больше и больше подстраивается под «ветер с Востока».

Благодарим редакцию газеты "Вестник РУСАЛа" за предоставление данного материала.  

Банковские гарантии для Азии 

Обзорно-экономический бюллетень Всемирного Банка «East Asia Pacific Economic Update», охватывающий все страны Восточной Азии и Тихоокеанского побережья, полон аккуратных реверансов в сторону восточноазиатских экономик. Согласно выводам специалистов ВБ, прогноз по росту экономик стран Азии остается неизменным: +7,1%. Последние итоги этот показатель полностью подтверждают. Таким образом, можно констатировать: страны Юго-Восточной Азии, а также КНР, остаются бесспорными лидерами по уровню роста ВВП в 2014 году.  Осторожные замечания аналитиков, которые говорили о серьезном снижении темпов промышленного производства в ноябре-декабре 2013 года, оказались беспочвенными.

Так, вице-президент Всемирного Банка Аксель ван Тротценбург, курирующий сектор Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна,  категорично заявил, что «страны региона еще с момента наступления мирового финансового кризиса служат главной действующей силой всей мировой экономики». Однако большинство аналитиков сходятся dво мнении, что «головокружения от успехов» быть не должно: главная проблема региона ЮВА и Тихого океана – чрезвычайная неторопливость структурных экономических реформ, которых ждет от них весь мировой рынок. Вторая глобальная проблема – это перспектива перепроизводства, которая особенно остро стоит перед огромными промышленными мощностями Китая. 

Затаившийся дракон 

Уже сегодня можно с полной уверенностью говорить, что мировой центр автомобильного производства сместился в сторону двух стран – КНР и Японии. Так, согласно прогнозам агентства Bloomberg, по итогам 2014 года 43% глобального автомобильного рынка будет приходиться на такие страны, как КНР, Япония и Южная Корея. Последние отчеты целиком и полностью подтверждают этот прогноз: центр автомобильного мира  полностью сменил свою «прописку». Для сравнения, еще в 2010 году общая доля Японии, КНР, Южной Кореи и стран ЮВА на рынке автопроизводителей составляла всего лишь 30%. 

Подлинным грандом автомобилестроения становится китайский концерн Dongfeng Motor, представители которого с оптимизмом заявляют, что к концу 2014-го Поднебесная выйдет на уровень 30 млн производимых автомобилей за год. Но эксперты Bloomberg предостерегают китайский автопром: обеспечить такой объем внутреннего спроса будет проблематично. Китайские производители показывают, что воспринимают подобные предостережения всерьез. Уже сейчас можно говорить об их активной интервенции на автомобильные рынки Европы и США, чему способствует и активная внешнеполитическая деятельность КНР. 

Без сомнения, европейцы попытаются защитить свой рынок, но большинство аналитиков замечают, что в настоящее время китайская интервенция в целом весьма успешна. Кроме того, совокупный ВВП «восточного дракона», несмотря на целый хор мрачных прогнозов, продолжает упорно расти: по результатам первого квартала итоговый рост составил +7,4%.

Этот показатель несколько меньше того, к которому стремились иерархи Компартии КНР, заявляя о будущем китайской экономики  (+7,9%), но кому-то о таких цифрах приходится только мечтать (например, странам еврозоны с показателем +0,9% «на всех»). Еще одним важнейшим результатом стал рост совокупного промышленного производства в экономике КНР на 8,8%. Эта цифра обусловлена в первую очередь мощным ростом в сфере автопроизводства и внутреннего дорожного и жилищного строительства. Несмотря на активную интервенцию на «чужие» рынки, руководство Китая, по всей видимости, определилось с дальнейшей «экономической ориентацией» – отныне она будет в равной степени направлена как на внешнего потребителя, так и на внутреннего.

Крадущиеся тигры

Экономики стран ЮВА демонстрируют  стабильный рост. Показатели роста «тигров», без сомнения, не настолько впечатляющие, как у красного гиганта – Китая, но к позитивным факторам нужно отнести их стабильность и долгосрочную позитивную динамику. Это касается даже тех стран, где на экономику активно влияют мощные негативные факторы. Например, Таиланда, балансирующего на грани гражданской войны (итоговый рост ВВП 2,22%), и островных Филиппин, которые подверглись воздействию одного из самых мощных ураганов за свою историю (итоговый рост ВВП 5,7% – по процентному соотношению второй в Азии после КНР).  

Флагманами по-прежнему остаются Южная Корея, которая активнейшими темпами отбирает себе часть мирового автомобильного рынка, и Сингапур. Важнейшим показателем экономического здоровья региона является активное продвижение стран ЮВА на ранее не занятые ими сегменты мирового рынка, в особенности это касается автомобилестроения и высоких технологий. Кроме того,  регион совершенно не страдает болезнью «экономической уравниловки», за которую уже не раз осуждали страны ЕС, часто ссылающиеся на «общий на всех ВВП». Темпы роста явно присутствуют во всех основных сферах: в промышленности, автомобильном и авиационном производстве, жилищном и инфраструктурном строительстве. Все ведущие аналитики сходятся во мнении, что у мировой экономики отныне «неевропейское лицо». 

Сакура зацвела? 

Множество сюрпризов за последнее время принесла экономика Японии. Так, в конце 2013 года прогнозы относительно ее будущего были, мягко говоря, невеселыми: предрекалась рецессия, утверждалось, что специфические методы управления экономикой, применяемые премьер-министром Абэ («абэиномика»), доведут страну до дефолта. Однако, несмотря на все мрачные заявления различных аналитических групп, результаты «абэиномики»  выразились в росте ВВП Японии по итогам первого квартала на 1,9%.

 Особенно активно рост проявился в автопроме и авиационном строительстве – продукция, поставляемая японскими производителями на мировой рынок, традиционно обладает высочайшим кредитом доверия у покупателей, поэтому кризис перепроизводства стране не грозит. Под конец квартала еще более высокий кредит доверия японской экономике выдал всемирно известный эксперт, лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц. В своей обширной статье, посвященной перспективам японского развития, он крайне высоко оценивает стиль и методы управления Абэ, прямо заявляя о том, что «абэиномика сработает, и Япония станет лучом света в унылом царстве мировой экономики».  

Однако даже сверхоптимистично настроенный Стиглиц замечает, что будущее японской экономики во многом зависит от экономического положения «большого заокеанского брата» – США, так как мощнейшая система взаимосвязей просто не позволит двум крупнейшим партнерам оторваться друг от друга. 

США: падали, но поднимались 

По итогам первых месяцев года ВВП США упал на 2,9%. Подобные результаты осторожно прогнозировали  и в Bloomberg, и особенно в  Goldman Sachs – мартовский прогноз этой крупнейшей инвестиционной группы был мрачным и категоричным как никогда. Символично, что министерство торговли США, которое оглашает итоговые данные по фактическому ВВП, еще в мае заявляло о падении только лишь в 0,1%. Подобное расхождение в оценках всего за один месяц (–0,1% в мае и уже –2,9% в июне) последний раз фиксировалось более 30 лет назад. Большинство аналитиков замечали, что главные «болевые точки» американской экономики на данный момент – это рынок труда и особенно рынок недвижимости и строительства.

Более радужная ситуация в авиационной отрасли США. Так, американский Boeing в упорной борьбе с европейским авиагигантом Airbus одержал «психологическую» победу в сфере производства гражданской авиации: 648 лайнеров у Boeing против 628 у Airbus.  Но разрыв между ними сокращается с каждым годом.

В упорной схватке находятся и американские автопроизводители. Правда, в этом случае они пытаются не обогнать кого-то по темпам производства, а скорее защитить свой внутренний рынок (а заодно и малые рынки стран всего американского континента, где США традиционно доминируют) от китайской «автоинтервенции». Однако, как отмечают эксперты, такая борьба может привести к противоречивым результатам. Тесные экономические связи КНР и США не дают последним так уж много места для маневра – для оздоровления американской экономики рост их крупнейшего партнера очень важен.

Однако, несмотря на такое сложное настоящее, американской экономике прогнозируют вполне позитивное будущее. Так, старший экономист Moody's Analytics Райая Свит заявил в своем интервью Bloomberg, что «первый квартал для США был крайне тяжелым, но он закончился. Из-за второго квартала не нужно волноваться – нынешнее падение обусловлено проблемами с погодой и логистикой, а также застарелыми проблемами в строительном секторе. В следующем квартале будет гораздо лучше». Ему вторит ведущий специалист мирового исследовательского концерна Capital Economics Пол Эшворт: «Причин для беспокойства нет, а положительные изменения грядут уже во втором квартале 2014 года».

Таким образом, на сегодняшний день с позитивными изменениями в экономике США во многом связаны надежды и стремления большинства крупнейших игроков на мировом рынке. И администрация США в лице министра торговли  Пенни Прицкер уже заявила, что сделает для этого все возможное. 

Курсом на Восток 

Подводя итог, стоит сказать о том, что ситуация на мировых рынках стран Азии и Тихоокеанского побережья абсолютному большинству экономистов и аналитических групп видится как наиболее позитивная и многообещающая. Это впечатление особенно сильно в условиях яркого контраста с экономическим положением стран «болеющей» Европы. Экономическое положение США, как показывает практика, все более и более зависит от их восточных партнеров, а последние тенденции показывают, что политико-идеологические амбиции Вашингтона уступают место теснейшему прагматическому сотрудничеству. Это особенно хорошо видно на примере с каждым годом все усиливающихся экономических и торговых связей  между КНР и США.

Александр МАКУНИН 

Как изменился ВВП стран Азии и Тихоокеанского региона по итогам первого квартала 2014 года

Страна

Рост ВВП (%)

Китай

+7,4

Япония

+1,9

Южная Корея

+3,89

 

 

Сингапур

+5,13

Таиланд

+2,22

Филиппины

+5,7

Малайзия

+4,2

Индонезия

+4,11

Бруней-Даруссалам

+4,05

Тайвань

+3,86

Вьетнам

+4,23

Лаос

+3,37

Камбоджа

+4,24

Источник: МВФ

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Нам повезло - для нас экскурсию и дегустацию проводила бывший главный пивовар этого завода, было реа... Промышленный туризм: побывай на пивоварне, которой уже более 155 лет!
Подскажите как понять какая методика лучше всего подходит для товара. Есть например три модели попол... Управление запасами
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Узнайте больше Система 5S 15 чек-листов, примеры, фото и многое другое
Система 5S