Подробнее 0 комментариев

Алюминиевая конференция Metal Bulletin: Потребитель диктует рост

Что будет с ценами на алюминий? Вырастут ли премии? Заработают ли снова предприятия, закрытые по всему миру? Эти и другие вопросы обсуждали эксперты и топ-менеджеры металлургических компаний на конференции Metal Bulletin, которая состоялась в конце сентября в столице ОАЭ. 

Благодарим редакцию газеты "Вестник РУСАЛа" за предоставление данного материала.     

Первый заместитель Генерального директора РУСАЛа Владислав Соловьев (в центре) на конференции MetalBulletin

Позади – кризис, впереди – дефицит 

Международная алюминиевая конференция Metal Bulletin в этом году прошла уже в 29-й раз. Теперь она состоялась в Абу-Даби. Как всегда, на это важнейшее для отрасли событие съехалось множество участников со всего мира. Делегатов было больше 500. В составе делегации РУСАЛа в конференции приняли участие первый заместитель Генерального директора Владислав Соловьев, директор по сбыту и маркетингу Стив Ходжсон и заместитель директора по глиноземному бизнесу Алексей Гордымов.

Атмосфера и настроение участников конференции заметно отличались от тех, что царили в предыдущие годы. И неудивительно: если лейтмотив тех встреч во многом сводился к поиску путей спасения от кризиса, то теперь, как говорится, отлегло. Так что на этот раз участники в основном обсуждали гораздо более приятные вещи: как действовать не в сложной ситуации, а в условиях роста. Ведь благодаря титаническим усилиям производителей в середине нынешнего года цена металла, наконец, начала расти, а рынок вступил в фазу дефицита.

Как рассказал на конференции Владислав Соловьев, РУСАЛ ожидает, что к концу нынешнего года дефицит алюминия на мировом рынке (за исключением Китая) достигнет 1,5 млн тонн. В следующем году ситуация изменится не сильно, и этот показатель составит 1,2-1,3 млн тонн. И текущий дефицит на мировом рынке, по словам Владислава Соловьева, будет сохраняться до 2018 года.

По прогнозу руководства РУСАЛа, наличие такого дефицита обязательно скажется на размере премий на доставку и будет поддерживать их на достаточно высоком уровне. И этот процесс уже начался. В минувшем сентябре во многих странах мира размеры премий достигли рекордного уровня: в Японии – 420 долларов за тонну, в Европе – 460-480 долларов за тонну, в США – 21 цент за фунт (около 463 долларов за тонну в переводе на привычные нам величины).

– Не вижу никаких причин, по которым размер премий мог бы уменьшиться, – сказал Владислав Соловьев на конференции в Абу-Даби. А поскольку для потребителя закупочная цена алюминия складывается из стоимости на Лондонской бирже металлов плюс премия, то в нынешних условиях она будет составлять около 2400 долларов за тонну.

Несмотря на это, большая часть производственных мощностей, которые были законсервированы во время отраслевого кризиса, так и останутся закрытыми. Напомним, в последние несколько лет производители алюминия во всем мире активно закрывали неэффективные производства, чтобы снизить себестоимость своей продукции.

– Мы проанализировали ситуацию, связанную с остановками производств, за последние шесть лет. И выяснили, что за это время производители сократили мощности примерно на 6 млн тонн в год, – рассказал Владислав Соловьев участникам конференции в Абу-Даби. – Около 60% из них уже никогда не будут восстановлены.

Нового кризиса перепроизводства не хочет никто. К тому же выпуск  алюминия – процесс непрерывный. Восстановление закрытых производств – довольно долгий и дорогостоящий процесс. Поэтому если остальные 40% когда-то и откроются, то точно не в ближайшее время.

Что же касается РУСАЛа, то, начиная с 2012 года Компания, сократила производственные мощности на 647 тыс. тонн. По прогнозам руководства, 179 тыс. тонн из них уже точно не будут восстановлены (о других компаниях – см. табл.). 

Как сократили мощности производители алюминия и сколько может быть восстановлено 

 

Alcoa

RUSAL

Klesch +

Ormet

Rio Tinto

Norsk Hydro

BHP Billiton

Часть общего объема выпуска, сокращенная с 2012 года (%)

21%

15%

100%

9%

13%

15%

Объем выпуска, который был сокращен с 2012 года (тыс. тонн)

913

647

609

313

280

200

Объем выпуска, который может быть восстановлен (тыс. тонн)

449

468

0

31

100

0


Источник: данные компаний 

Выгода для всех 

Таким образом, цена алюминия и премии на его доставку в ближайшее время обещают быть на высоком уровне. То же самое, скорее всего, можно сказать и о цене бокситов. Здесь одним из ключевых факторов стал запрет на экспорт рудных материалов в Индонезии, который власти этой страны ввели в январе нынешнего года. На конференции в Абу-Даби Владислав Соловьев назвал этот запрет правильным шагом.

– Это единственный путь для стимулирования внутреннего выпуска глинозема, – заявил топ-менеджер РУСАЛа.

А Китай, чья потребность в бокситах на 65% покрывалась за счет Индонезии, из-за этой ситуации был вынужден искать новых поставщиков. По словам заместителя директора по глиноземному бизнесу Алексея Гордымова, из-за индонезийского запрета китайские запасы бокситов могут закончиться в срок от шести месяцев до года. Средняя цена, которую китайцы платят за импортные бокситы, за год поднялась на 50% и достигла 60 долларов за тонну. И рано или поздно рост цен на бокситы окажет влияние и на стоимость глинозема.

Вообще Китаю на этом форуме уделялось особое внимание. Процессы, которые происходят на алюминиевом рынке КНР, очень важны для понимания будущего отрасли в мировых масштабах. Долгие годы объемы выпуска в Поднебесной росли слишком быстро, и сейчас ситуация, похоже, стала налаживаться.

– Мы видим, что отношение со стороны китайского правительства изменилось и оно действительно начинает контролировать предложение, – сказал на конференции Владислав Соловьев.

Это уже выражается в более избирательном распределении ресурсов и прекращении субсидирования убыточных производств.

– В текущем году китайский выпуск вырос всего на 600 тыс. тонн, и это гораздо меньше, чем планировалось. Во втором полугодии будет еще меньше, – прогнозирует Владислав Соловьев. – Мы видим замедление, отсутствие  новых источников финансирования, так что постепенно ситуация в Китае меняется.

В итоге в 2018 году китайский рынок алюминия достигнет баланса – объем выпуска сравняется с объемом потребления.

Но как производителям из Поднебесной удастся решить проблему дорогой электроэнергии, ведь именно она составляет в среднем 42% себестоимости китайского алюминия? Во-первых, уже сейчас в КНР идет процесс «переезда» многих алюминиевых производств на северо-запад страны, где электричество стоит дешевле. А во-вторых, здесь открываются широкие возможности для сотрудничества китайских производителей алюминия с Россией. Ведь помимо высокой стоимости энергии еще одна серьезная китайская проблема – загрязнение окружающей среды. А в Сибири и на Дальнем Востоке, то есть недалеко от границы с КНР, сосредоточено ¾ недорогих и экологически чистых гидроэнергетических ресурсов нашей страны. Строительство предприятий, работающих на гидроэнергии, может стать очень выгодным проектом для обеих сторон. Алюминий с этих заводов может поставляться в Китай или сразу на мировой рынок. По словам Владислава Соловьева, у возможного проекта по строительству совместного предприятия РУСАЛа и китайских коллег в Сибири – большое будущее. 

Мечты сбываются 

Но не только этот проект ждет большое и светлое будущее. По мнению экспертов, ближайшие годы будут успешными для всей алюминиевой отрасли. О прогнозах РУСАЛа на конференции в Абу-Даби рассказал директор по сбыту и маркетингу Стив Ходжсон. Топ-менеджер РУСАЛа попробовал заглянуть в будущее до 2018 года и увидел там достаточно неплохую картину. По мнению аналитиков Компании, в ближайшие четыре года потребление алюминия в мире вырастет на 14 млн тонн.

В первую очередь прирост обеспечит автомобильная промышленность, где потребление увеличится на 5 млн тонн. И случится это не только благодаря росту выпуска машин: из-за стремления к экономичности и экологичности в последнее время автомобили становятся все более алюминиевыми. Недавно компания Ford объявила о старте настоящей «алюминиевой революции» в автопроме: в 2015 году в продажу поступит новая модель бестселлера всех времен – Ford-150, корпус которого будет полностью сделан из алюминия. А раз есть у революции начало, то, как известно, нет у революции конца. И вот уже мировой лидер по производству автомобилей – японская Toyota – объявила о том, что в новой версии Lexus RX 350 из алюминия будут сделаны капот, задние двери и крышка багажника. Ожидается, что вскоре алюминий  будет широко использоваться и при производстве популярнейшего седана Toyota Camry.

Помимо автопрома хороший прирост потребления алюминия даст строительная отрасль (на 4 млн тонн к 2018 году). Причина – рост населения планеты и урбанизация. Также Стив Ходжсон озвучил прогноз, что благодаря активному замещению меди алюминием в электроэнергетике в ближайшие четыре года эта отрасль даст прирост потребления крылатого металла еще на 2 млн тонн. Еще по 1 млн тонн дадут упаковочная отрасль, машиностроение и производство массовых товаров длительного потребления (стиральных машин, холодильников и т. д.).

Таким образом, по прогнозам РУСАЛа, за ближайшие четыре года потребление алюминия в мире вырастет на 27% и достигнет 66 млн тонн. При этом, как уже сказано, большинство закрытых алюминиевых мощностей во всем мире восстанавливаться не будет, что станет сдерживающим фактором для предложения крылатого металла. В результате уже в этом году запасы алюминия на Лондонской бирже металлов (LME) могут упасть на 1,2 млн тонн – до 4,2 млн тонн, прогнозирует Стив Ходжсон. И напоминает, что с января по июль со складов LME было отгружено около 1,4 млн тонн алюминия, тогда как поступило лишь 727 тыс. тонн.

Анализируя все эти факторы – рост потребления, снижение выпуска, объемы дефицита и т. д., – эксперты сходятся во мнении, что в 2015 году цена алюминия будет колебаться в пределах 1950-2150 долларов за тонну. Несколько предыдущих лет о такой цене оставалось только мечтать. Значит, мечты сбываются! Надо только хорошо постараться.

Евгений ПРОСКУРЯКОВ, Фото из архива редакции

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”