Подробнее 0 комментариев

Авиапром снова на взлете: прогноз развития отрасли и итоги последних лет

По прогнозам, в текущем году рост этой отрасли составит 9%. И в дальнейшем темпы будут только увеличиваться. А значит, производителям самолетов станет нужно все больше алюминия. Но не только это радует производителей крылатого металла... 

Благодарим редакцию газеты "Вестник РУСАЛа" за предоставление данного материала. 

Воздушная яма 

Несколько лет мировая авиационная промышленность переживала небольшой спад: число заказов росло, но при этом количество поставок заметно снизилось. В чем причина?

Дело в том, что авиационная отрасль на потрясения в экономике реагирует с некоторым опозданием. Новые самолеты в магазинах не продаются, их нельзя прийти и купить, как только появились деньги. Сперва их нужно заказать и оплатить.

Именно поэтому в тяжелом 2008 году, когда самолеты для многих были далеко не первым делом, отрасль показала неплохие результаты. Ведь в кризисные годы производители поставляли лайнеры заказчикам, которые оплатили их до начала финансовых потрясений. А вот в последующие годы, когда мир пришел в себя после кризиса, поставки упали. Потому что именно тогда свои самолеты получили те немногие покупатели, которые смогли позволить себе столь дорогие заказы в непростые времена.

Обратимся к статистике GAMA (Ассоциация производителей авиации общего назначения, США). В 2008 году покупатели во всем мире получили 3970 самолетов – всего на 7% меньше, чем годом ранее. Это можно считать неплохим показателем, ведь 4276 лайнеров, которые производители отправили заказчикам в 2007 году, – абсолютный рекорд всех времен. А вот с 2009 года наступил ожидаемый спад, который длится до сих пор. Но при этом в отрасли явно прослеживается тенденция к росту. Начиная с 2010 года объемы поставок новых самолетов только увеличиваются.

Но никакие кризисы не страшны двум главным гигантам мирового авиапрома. Американская корпорация Boeing и европейский Airbus уже много лет смотрят на всех остальных с недосягаемой высоты. Если во всем мире в прошлом году объем поставок готовых лайнеров едва превысил половину докризисного, то два титана мирового авиастроения установили очередные рекорды. За прошлый год Boeing «отгрузил» покупателям 648 готовых самолетов, Airbus – 626. Таких объемов в истории компаний еще не было. А суммарный портфель заказов авиагигантов в 2013 году превысил 2800 новых лайнеров. По этому показателю мировой рекорд установил Airbus (1503 самолета). И это несмотря на кризис, который в прошлом году все еще терзал экономику Старого Света!

Но справедливости ради надо сказать, что Европа сейчас вовсе не главный рынок сбыта как для Airbus, так и для Boeing. Недавно аналитики подвели итоги авиапрома за апрель 2014 года. В этом месяце мировые авиапроизводители подписали контракты на поставку полутора сотен новых самолетов, и самым крупным стал заказ из США. Компания American Airlines заказала 71 лайнер Airbus семейства A320. Всего же за месяц европейский авиапроизводитель заключил контракты на строительство 78 новых самолетов. Однако Boeing отстал не сильно: его портфель пополнился на 70 новых заказов. Еще две крылатые машины были заказаны у канадской компании Bombardier. Наверное, это лучше всего иллюстрирует разрыв в мировом авиапроме между Boeing, Airbus и «всеми остальными».

И разрыв этот, судя по всему, сокращаться не будет. На конец 2013 года в портфеле заказов обоих производителей было больше 10,5 тыс. самолетов (5559 у Airbus и 5080 у Boeing). Неудивительно, что при таких показателях Boeing в текущем году собирается увеличить объем поставок на 20%, а выручку – на 4-5%. Airbus тоже наращивает объемы: представители компании сообщают, что в 2016 году каждый месяц будут выпускать по 46 лайнеров семейства A320 – самой популярной модели компании. Американцы, в свою очередь, объявили, что в 2017 году объемы производства модели Boeing 737 достигнут 47 самолетов в месяц. Если Boeing воплотит столь амбициозные планы в жизнь, то это будут самые высокие темпы производства в истории гражданского авиастроения. 

Место под солнцем 

Как бы ни была сильна гегемония Boeing и Airbus, это вовсе не значит, что всем остальным на авиационном рынке делать нечего. Спрос на самолеты растет со сверхзвуковой скоростью, и главное – суметь его удовлетворить. Один из претендентов на пусть небольшой, но стабильный «кусок пирога» – Россия.

Сейчас российский авиапром проходит сложный этап (хотя когда было по-другому?) Но поводы для оптимизма у нас есть. В прошлом году в России выпустили 32 лайнера – это абсолютный рекорд в постсоветской истории страны и на 60% больше, чем годом ранее. Подавляющее большинство гражданских самолетов, произведенных в России, это Sukhoi Superjet 100. В прошлом году с конвейеров сошло 24 таких лайнера, 14 из них были переданы заказчикам. Помимо российских авиакомпаний, SSJ получили перевозчики Армении, Мексики, Индонезии и Лаоса. Всего на данный момент компания «Гражданские самолеты Сухого» заключила соглашения о поставках примерно на две сотни новых лайнеров. Неудивительно, что именно SSJ назван одним из ключевых проектов гражданского авиастроения в обновленном тексте государственной программы «Развитие авиационной промышленности на период 2013-2025 гг.», которая была утверждена минувшей весной. По плану, финансирование программы составит почти 1 трлн рублей: 714,2 млрд рублей будет выделено из федерального бюджета и еще 277,5 млрд рублей планируется привлечь из внебюджетных источников. Программа ставит амбициозную цель: к 2025 году российская авиационная промышленность должна закрепиться на третьем месте в мире по объемам выпуска, а доля в мировом рынке гражданского самолетостроения увеличится до 3,2% (сейчас это около 1%).

При этом российские власти полагаются не только на свои силы. В мае президент Владимир Путин с официальным визитом посетил Китай. Одной из центральных тем переговоров главы российского государства и лидера КНР Си Цзиньпина стало создание совместного широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера. Уходят в прошлое те времена, когда китайцы создавали нелицензионные копии самолетов (проще говоря, воровали технологии). Теперь КНР – наш полноправный партнер в этой сфере. Как гласит сообщение на сайте Минпромторга РФ, создаваемый лайнер вместимостью 250-300 пассажирских мест должен составить конкуренцию самолетам ведущих авиапроизводителей и занять существенную долю рынка не только в России и Китае, но и в других странах. Под «ведущими авиапроизводителями», понятное дело, имеются в виду Boeing и Airbus. Китайцы уже объявили, что им понадобится не менее 1 тыс. подобных самолетов. 

Все выше и выше 

Все это позволяет сделать вывод о том, что мировой авиапром (и российский как его часть) вышел на новый, более динамичный этап развития. По прогнозам Alcoa, в этом году спрос на алюминий вырастет на 7%, и основной рост потребления обеспечат авиакосмическая отрасль, автопром и строительство. Проанализировав ситуацию в отрасли, пару месяцев назад Alcoa улучшила свой прогноз роста авиакосмической промышленности в 2014 году с 8 до 9%.

Конечно же, это не может не радовать производителей алюминия. Ведь он занимает первое место среди всех металлов, используемых в авиастроении – не зря же его называют крылатым. При этом в мире появляются технологии, которые в будущем позволят еще больше расширить применение алюминия в авиапроме. Очередная интересная новость пришла из КНР. Коммерческая авиастроительная корпорация Китая Comac (та самая, что заключила контракт с российскими коллегами) активно работает над созданием своего лайнера C919. Пока известно о нем немного, подробности китайцы держат в секрете. Знаем лишь, что это будет узкофюзеляжный самолет, рассчитанный на 168-190 посадочных мест. Его первый полет должен состояться в нынешнем году, а ввод в эксплуатацию – в 2016-м. А еще известно, что центроплан (центральная часть крыла) нового самолета вместо традиционных композитных материалов будет сделана из алюминия. Цель создания нового самолета – благодаря невысокой цене и экономичности потеснить с рынка все те же Airbus A320 и Boeing 737.

А им сам Китай не страшен. Не так давно оба производителя опубликовали свои прогнозы на 20 лет, в которых предсказывают, что к 2032 году мировой флот гражданских самолетов как минимум удвоится. А значит, в светлом авиационном будущем найдется место всем: и американцам, и европейцам, и китайцам, и россиянам.

Поставки новых самолетов покупателям 

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Все производители

2961

3590

4053

4276

3970

2279

2020

2120

2164

2256

Airbus

320

378

434

453

483

498

510

534

588

626

Boeing

285

290

398

441

375

481

462

477

601

648

 

По данным GAMA, Airbus и Boeing

Евгений ПРОСКУРЯКОВ

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Бережливое производство Сборник уникальных алгоритмов и дорожных карт для внедрения бережливого производства
Бережливое производство