Тракторные заводы 0 комментариев

Концерн «Тракторные заводы»: Основной ориентир – операционная эффективность

Эксперты отмечают, что в минувшем 2013 году впервые после 2009 года в российском машиностроении зафиксирована отрицательная динамика производства. Основная причина спада – снижение инвестиционного спроса. Негативно повлияло и вступление России в ВТО, причем в большей степени на сельскохозяйственное машиностроение. О том, что влияет на позиции «Тракторных заводов» и как планируется их укрепить, рассказывает заместитель генерального директора по корпоративным финансам и экономике «Концерна «Тракторные заводы» Михаил ШКОЛЬНИК. 

– С какими экономическими показателями Концерн вошел в 2014 год?

– Объем продаж «Тракторных заводов» в 2013 году по сравнению с 2012-м упал на 22%. Однако в 2014 году намечено увеличение на 31%. Стабильный, более чем 30-процентный, рост объема продаж в течение последних лет демонстрирует машиностроение специального назначения. В новые продукты и производство будет инвестировано около 2,5 млрд рублей.

– Какие основные факторы повлияли на ре­зультаты деятельности?

- На смену восстановительному, послекри­зисному росту 2012 года п ришло замедление экономического роста в 2013 году. С учетом «за­морозки» или сокращения инвестиций в отрас­лях-потребителях, снижения заградительных барьеров при вступления в ВТО, возможностей иностранных производителей по предложению долгосрочного товарного кредитования потре­бителей (рассрочки до года) на фоне ограни­чения ликвидности российских товаропроиз­водителей, демпинговой политики китайских игроков, наблюдается падение объемов продаж техники российских производителей.

В 2013 году падение спроса к 2012 году на всех рынках присутствия «Концерна «Трак­торные заводы» по сельскохозяйственному машиностроению составило 14,5%, спрос на строительно-дорожную технику упал на 12,6%, а в Автопроме - на 5,7%. Отмечались низкие темпы роста в отраслях - основных потребите­лях техники «Тракторных заводов» – угольной промышленности, горнодобывающей и нефтега­зовой отрасли, сельском хозяйстве, железнодо­рожной отрасли. Наблюдались такие кризисные явления, как неуверенность российских покупа­телей в завтрашнем дне в условиях нестабиль­ной экономической и политической ситуации, стремление потребителей либо «притормозить» финансовые вливания в развитие мощностей, либо вложиться в быстро окупаемые проекты, не требующие дорогой и качественной техники. Предпочтения клиентов на стагнирующем рын­ке и в условиях ограниченности финансовых ресурсов менялись в сторону приобретения бо­лее эффективных продуктов. Со значительным запозданием были запущены государственные программы поддержки и субсидирование по­купки сельхозтехники и инновационных ваго­нов. В 2013 году наблюдались спад спроса на вагоны в ожидании решения по возможной ути­лизации старых вагонов и попытка запретить ремонты с продлением сроков службы.

– Чего можно ожидать от 2014 года?

– Показатели первых месяцев 2014 года го­ворят об общем ухудшении относительно анало­гичного периода 2013 года, но при этом хочется отметить, что наметилось оживление в отраслях потребления продукции «Тракторных заводов». Так, расчет индекса ИПЕМ-спрос в разрезе от­раслевых групп показывает, что рост спроса наблюдается в добывающих отраслях (+0,5% в феврале 2013 года; +0,7% с начала года).

Отложенный спрос на промышленную тех­нику, нереализованный в полной мере в 2012 и 2013 годах, а также высокий уровень физиче­ского морального износа подвижного состава железных дорог и сельскохозяйственной тех­ники позволят значительно увеличить продажи Концерна в 2014 году.

Также увеличению продаж продукции желез­нодорожного назначения будет способствовать повышенное требование потребителей к каче­ству изделий, что связано с растущими требо­ваниями по нормам безопасности из-за уве­личения скоростных режимов перевозки, веса загрузки вагонов, низкого качества путей и т.д.

И несмотря на неблагоприятные тенденции, наметившиеся в целом в российской промыш­ленности в последние годы, о чем говорят до­вольно много и давно, считаю необходимым отметить, что Концерн является флагманом рос­сийского машиностроения – при наличии совре­менной производственной базы, обновленном парке оборудования, за счет применения новых технологий, что обеспечивает высокое качество продукции, имеет перспективную, инновацион­ную продуктовую линейку.

Существенное влияние на рост продаж тех­ники и развитие российского машиностроения в 2014 году будут оказывать меры государствен­ной поддержки, и не только машиностроите­лей, но и отраслей потребителей. В частности, по промышленному машиностроению перечень мер достаточно большой. Это увеличение та­моженных пошлин на строительно-дорожную технику; установление запрета на допуск от­дельных видов товаров машиностроения для осуществления закупок для обеспечения госу­дарственных и муниципальных нужд (соответ­ствующий проект постановления находится на согласовании в Правительстве РФ); введение утилизационного сбора на импортную строи­тельно-дорожную технику. Кстати, подписание «Стратегии развития железнодорожного транс­порта в Российской Федерации до 2030 г.», предусматривающей строительство высокоско­ростных магистралей протяженностью 4,5 тыс. км, позволит увеличить поставки строительно-дорожной техники Концерна.

В рамках сельскохозяйственной отрасли об­нулены ставки налога на прибыль организаций; установлены льготные ставки в размере 10% по налогу на добавленную стоимость при реализа­ции и ввозе племенных животных на период до 31 декабря 2017 года; реализован механизм поддержки по обновлению парка техники в виде субсидирования производителям сельскохо­зяйственной техники затрат на ее производство при условии продажи сельхозпроизводителям техники со скидкой в размере не менее 15%; с целью поддержки сельского хозяйства в соот­ветствии с правилами ВТО разработан порядок и критерии отнесения территорий к неблагопри­ятным для производства сельскохозяйственной продукции.

По железнодорожному машиностроению к мерам господдержки относятся одобренная Правительством РФ программа утилизации старых вагонов с одновременным стимулиро­ванием спроса на инновационные модели гру­зовых вагонов; запрет на использование литья (особенно крупного) сверх нормативного срока эксплуатации, а также литья, признанного кон­трафактным (не имеющим сведений о приемке по качеству инспекторами ОАО «РЖД»); при­остановление сертификатов на комплектующие иностранных производителей на продолжитель­ные периоды; введенная нулевая ставка налога на имущество для грузовых вагонов, приобре­тенных после данной даты (новых); вступление в силу с августа 2014 года Технического ре­гламента Таможенного союза ТР ТС, в котором процедура продления срока службы будет про­водиться с обязательной модернизацией и сер­тификацией вагонов.

Также не стоит забывать и об экономических факторах, например, девальвации курса наци­ональной валюты, которая должна благотворно сказаться на спросе на российскую технику на фоне доминирования на рынке иностранных производителей.

– На каких параметрах Концерн должен со­средоточить внимание, чтобы улучшить резуль­таты в текущем году?

– Наш лозунг в 2014 году – новые продукты и конкурентная стоимость производства. Ко­мандная работа бизнес-единиц по максими­зации объемов продаж и снижению текущих расходов, созданию конкурентной стоимости производства. Скорейшее освоение новых про­дуктов для выпуска их на рынок, с использова­нием благоприятных моментов ослабления ру­бля и возможности предложения оптимального соотношения «цена/качество». Воплощение программ повсеместного снижения расходов – повышение энергоэффективности и производи­тельности труда, оптимального использования оборудования.

– Как будет скорректирована Программа финансового оздоровления «Концерна «Трак­торные заводы» до 2017 года?

– Проводится актуализация стратегической программы развития и уже рассматриваются горизонты до 2024 года. Основные ориентиры прежние: повышение операционной эффектив­ности, освоение новых продуктов, качественное использование мощностей. Поставлены амби­циозные задачи по завоеванию рынка, прежде всего за счет импортозамещения: у нас есть что предложить клиентам – техника «Тракторных заводов» вполне соответствует мировым отрас­левым лидерам по техническим параметрам, су­щественно более привлекательна по цене, менее требовательна и по обслуживанию.

Предстоит серьезная работа по уменьшению финансового цикла производства – необходимо научиться быть рачительными хозяевами и не создавать неоправданных запасов, организовать производство по лучшим мировым примерам – с исключением потерь и минимизацией запасов.

– Какие предприятия являются лидерами машиностроительно-индустриальной группы?

– По итогам экономического соревнования между коллективами заводов в 2013 году ко­манда ОАО «Курганмашзавод» была призна­на лучшей и удостоена звания «Предприятие года». Оценка победителя производилась по целому ряду важнейших экономических и про­изводственных показателей. Оценивался про­фессионализм команды предприятия, выполне­ние стратегических задач по технологическому и инфраструктурному перевооружению произ­водства, а также выпуск инновационной отече­ственной продукции.

Курганмашзавод в 2013 году сработал с ростом +85% по товарному выпуску, при этом удалось снизить накладные расходы на произ­водство, снизить сверхнормативные запасы. Производительность труда выросла более чем вдвое, уровень потерь от брака ниже цифр 2012 года в 1,5 раза, в полном объеме выполнена оп­тимизационная программа.

Львиная доля изготовленной продукции приходится на военную технику, но продолжа­ется на предприятии и выпуск гражданской. С конвейера завода по-прежнему сходят мини- погрузчики с бортовым поворотом МКСМ 800, навесное оборудование к ним, транспортные машины и прицепы различных модификаций.

На Курганмашзаводе открыт и действует учебный центр для представителей заказчика: в программе – теоретический курс обучения экс­плуатации боевой техники, производимой на предприятии, и практические занятия в услови­ях полигона.

В тандеме с ОАО «СКБМ», инжиниринго­вым подразделением Концерна созданы пер­вые опытные образцы модернизированного бронетранспортера БТР-МДМ и машин на базе перспективной гусеничной платформы «Курганец-25». Запущено в производство из­готовление десяти модернизированных БМД- 4М и БТР-МДМ, государственные испытания которых планируется начать уже в 2014 году параллельно с подконтрольной войсковой экс­плуатацией.

– На что надо обратить внимание аутсайде­рам, чтобы улучшить финансовые показатели?

– Брать пример с команд-флагманов. Быть смелее в предложениях по оптимизации произ­водства и ускорению освоения новых продук­тов, суметь организовать коллективы на поиск решений по повышению эффективности всех процессов, искоренению иждивенчества и ожи­дания «экономического чуда». Слаженная рабо­та на результат позволит добиться большего.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Бережливое производство Сборник уникальных алгоритмов и дорожных карт для внедрения бережливого производства
Бережливое производство