"Вести КАМАЗа" 0 комментариев

КАМАЗ и Индустрия 4.0: Мы вынуждены принять этот вызов

На недавнем форуме «Иннопром-2017», главной темой которого стало «умное производство», главный технолог «КАМАЗа» Равиль Хисамутдинов выступил с докладом «Индустрия 4.0 и роботизация в автомобилестроении». По возвращении спикер рассказал, какие перспективы у КАМАЗа в связи с четвёртой промышленной революцией (4ПР).

— Суть 4ПР — это, говоря простыми словами, интернет вещей, — рассказал Равиль Миргалимович. — «Индустрия 4.0» получила своё название от инициативы 2011 года, возглавляемой бизнесменами, политиками и учёными, которые определили её как средство повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности через усиленную интеграцию «киберфизических систем» в заводские процессы. Когда станками, например, управляет уже не человек, передавая команды по телефону, а сами станки общаются между собой, регулируя вопросы, передавая необходимую информацию по цепочке создания ценности.

— Применительно к нашему конвейеру условно это может выглядеть так: стартует от одного из поставщиков гружёная компонентами для сборки машина — в тот же миг информация поступает в корпоративную информационную систему, где автоматически происходит перепланирование производства для сборки полнокомплектных автомобилей. Или в тот момент, когда вы едете домой с работы, с мобильника сигнал поступает на домашний управляющий центр, и к вашему приезду создаётся комфортная температура. Всё для обеспечения комфорта жизни, работы берёт на себя искусственный интеллект, — открывает перспективы Равиль Хисамутдинов.

«Умное производство» — производство гибкое и быстропереналаживаемое. По пути полного технического перевооружения идут сейчас все мировые корпорации, даже имеющие суперсовременные технопарки. Сегодняшняя задача и главная цель — применение только тех решений, которые резко повысят эффективность производства.

Исторически сложилось так, что, в отличие от  Запада, где заводы формировались по принципу распределения труда (каждый делает то, что умеет лучше других), наши машиностроительные предприятия преимущественно автономны, и мы имеем у себя все переделы: куём металл, льём отливки, красим, обрабатываем и прочее. Именно всем этим комплексом мы вынуждены подходить к 4ПР.

На крупных предприятиях наступила ситуация, когда управлять вручную системой технической подготовки производства, которая включает в себя конструкторскую, технологическую и организационную подготовку, в условиях увеличения номенклатуры и усложнения продукции становится невозможно. Необходимы концептуальные изменения — применение средств автоматизации с элементами интеллектуальной поддержки.

Исследуя современные информационные системы, нельзя обойти тему облачных технологий, позволяющих экономить как на обслуживании и персонале, так и на инфраструктуре. Но для автомобилестроения не применимы любые облачные решения: c учётом специфики производства можно говорить о частных облачных технологиях.

Много говорилось о роботах. Не секрет, что Китай сегодня считается самой бурно развивающейся страной  — она вышла на первое место по производству и применению роботов. Парадокс — при таком избытке рабочей силы? Ответ один: робот может гарантировать неизменное качество, не зависящее от человеческого фактора. Говоря о роботизации, сегодня нужно иметь в виду роботов многофункциональных, двуруких и коллаборативных — которые могут работать рядом с человеком, не причиняя ему вреда. В ряде стран это уже внедряется. Реальность для нас — техническое зрение (на беспилотнике, при лазерной сварке).

Несмотря на то, что мы на «КАМАЗе» не вполне удовлетворены своим уровнем автоматизации, на форуме было чётко понятно и видно, что мы на правильном пути, занимаем лидирующую позицию в ряду крупных российских предприятий. Доклад вызвал огромный интерес и оживление: тема волнует, но не везде пока сделаны даже первые шаги.

Очевидно, впереди очень много работы по развитию и совершенствованию производительных сил страны, перевода их на принципиально новый технологический уровень. Индустрия 4.0 — очень дорогостоящая экономическая гонка, но это неизбежность, без неё просто не выжить. Мы вынуждены принять этот вызов. Всё только начинается!

Ольга ЖИГУЛЬСКАЯ

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Нам повезло - для нас экскурсию и дегустацию проводила бывший главный пивовар этого завода, было реа... Промышленный туризм: побывай на пивоварне, которой уже более 155 лет!
Подскажите как понять какая методика лучше всего подходит для товара. Есть например три модели попол... Управление запасами
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”