Портал "Управление производством" 0 комментариев

Включить «нагрузку»!

Весенний марафон на промышленно-экономической «дистанции» показал: наши соперники – это мы сами. Обогнать нужно себя. Главное – найти такой путь, когда инвестиции в развитие перестанут работать вхолостую. Но достаточно ли будет в этом поиске косметических мер?

Экономические «ростки»

Весенний марафон на промышленно-экономической дистанции чем-то особенным от предыдущих периодов не отличился. Мы соревнуемся скорее сами с собой. Но наши запросы крайне стабильны. Уже многие годы из месяца в месяц перетекают одни и те же огромные потребности в экономическом росте, с которым самым тесным образом связаны инвестиции в модернизацию и инновации. Основные события последних двух недель апреля и первой декады мая вполне подтвердили, что мы все-таки идем навстречу «экономическому чуду». Правда, такими темпами и так исполняя «не с потолка взятые» «дорожные карты», что долгожданного чуда можем запросто не увидеть.

Озадаченный всей серьезностью ситуации, президент РФ Владимир Путин не зря потребовал от правительства ускорить работу по принятию новых «дорожных карт» по улучшению инвестиционного климата. Ибо деловой климат в России, если и улучшился в последнее время, что отмечается и в международных рейтингах, то Владимир Владимирович этим рейтингам не очень-то и доверяет, о чем он и заявил в ходе апрельской «прямой линии» с гражданами России.

В поддержку исполнения чрезвычайно сложных задач, поставленных после вступления в должность перед президентом и новым правительством, Путин на всякий случай напомнил, что «дорожные карты», по развитию конкуренции и деловой среды в том числе, принимаются исключительно для их строгого исполнения. Показательные рапорты об их принятии никому не нужны. Особенно в тех сложных макроэкономических условиях, в которых сегодня живет Россия. В такой ситуации, подчеркивает президент, возрастает значение каждой меры, которая может оказать влияние на стимулирование экономического роста. И, безусловно, формальное отношение к таким мерам недопустимо. Речь идет и об обязательстве исполнять принятые ранее решения, и о недопустимости работы вхолостую выделенных денег, призванных поддержать развитие.

Увы, это все в идеале, и есть к чему стремиться, а что происходит на самом деле, известно всем. В том числе и господину президенту: деньги на развитие не работают должным образом, многие, необходимые для стимулирования экономического роста, документы «оседают» в Госдуме, так и оставаясь проектами.

На вопрос «что бы все это значило?» каждый, думаю, ответит примерно в одном ключе. Кроме того, никого уже давно не удивляет, что претензии к работе ГД идут на фоне постоянной критики в адрес определенных министерств. Но здесь последние заручаются поддержкой президента. Путин, понимая всю сложность проблем и оценивая причины замедления роста российской экономики, призывает дать членам кабинета министров время поработать, ведь еще и года не прошло, как правительство приступило к работе.

В дополнение к этому накануне состоявшейся 25 апреля «прямой линии» министр экономического развития Андрей Белоусов высказал мнение, что основная причина замедления роста российской экономики заключается во внутренних, а не внешних факторах. И кто, как не президент и правительство, на них влияет? Опустим небезызвестные рокировки, недавнее увольнение вице-премьера Владислава Суркова, связанное, по словам пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, с «темой выполнения указов президента РФ», к слову, ходом выполнения которых президент в целом удовлетворен.

Как бы то ни было (не будем воду мутить), а Путин пытается искать пути для стимулирования роста экономики в России. Какими они будут, мы узнаем уже 15 мая, поскольку именно к этому сроку президент поручил своему помощнику по экономическим вопросам Эльвире Набиуллиной и первому вице-премьеру Игорю Шувалову подготовить предложения по стимулированию экономического роста в РФ.

Президент ожидает, что в представленном ему документе предложения будут максимально отражать потребности российской экономики с точки зрения обеспечения темпов ее роста. При этом Путин потребовал, чтобы при подготовке предложений были сведены к минимуму противоречия, которые сегодня существуют и в самом правительстве, и в экспертном сообществе.

Что касается существующих резервов и макроэкономических показателей, которых удалось добиться за последние годы, то, по словам главы государства, они дают возможность «не спеша, в спокойном режиме, в плановом, посмотреть, что и как можно было бы скорректировать в текущей экономической политике». Сразу вспоминается выражение «спеши медленно», которое часто повторял римский император Август, ничего не считавший в большей мере неподобающим для полководца, чем поспешность и опрометчивость. Что ж, история учит. Однако и здесь нужно все понимать правильно. Спешить необходимо, но не за счет осмысленности предпринимаемых действий. Насколько обдуманными будут предоставленные Путину предложения, можно будет судить хотя бы по темпу и результатам их реализации.

Тонкости промышленных инвестиций

Исходя из тематики основных новостей «от президента», можно было бы надеяться на некие позитивные изменения, которые могут произойти в ближайшее время, благодаря огромным усилиям Путина и правительства. Да как бы не вышло «по Черномырдину» – «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Курсом «как лучше» пытается идти и промышленный сектор. Осваивая инвестиции в строительство новых заводов и модернизацию существующих, российские предприятия стараются влиять на динамику объема промышленного производства, придают нужный импульс ИПП, обеспечивая его рост.

В уходящую неделю апреля в ходе «правительственного часа» в Госдуме ситуацию с промышленным производством прояснил Денис Мантуров, министр промышленности и торговли. Так, в России в 2012 году промпроизводство увеличилось на 2,6%. В обрабатывающих отраслях рост составил 4%.

Уже стало традицией, что основной рост обеспечивают отрасли: автомобилестроение, авиастроение, радиоэлектроника и фармацевтика. Чуть меньший рост Мантуров отметил в металлургии, химической и лесной промышленности.

Ушли в минус легкая промышленность, судостроение, производство энергетического и горнодобывающего оборудования.

Причину Денис Мантуров видит в сокращении количества заказов и внешнего спроса. Кроме того, на положение и перспективу развития российской промышленности, по мнению министра, оказали воздействие два основных обстоятельства.

Первое связано с прошлогодним замедлением темпов роста промпроизводства в мире, которое только сейчас начало восстанавливаться. А, во-вторых, в России по-прежнему имеют место неблагоприятные условия для привлечения инвестиций, и сохраняется плохая доступность к кредитным ресурсам. «Ставки по кредитам в коммерческих банках носят запредельный характер, и в государственных банках ситуация немногим лучше», – подчеркнул Мантуров. (Видимо, у Путина, действительно, есть основания не очень-то доверять международным рейтингам.)

Но даже при всех имеющихся неблагоприятных факторах разрабатываются проекты по открытию новых производств. Так, в городе Бор Нижегородской области планируется создать совместное российско-немецкое предприятие, где партнерами нижегородцев выступает германская компания «Технологии для теплотрасс» (Ferwarme-technik). В проекте – строительство завода по производству оборудования для теплотрасс с инвестициями в объеме 10 млн евро. В мае этого года в Нижний Новгород прибудут представители из ФРГ для подписания необходимых документов о создании совместного дочернего предприятия и выбора производственной площадки.

Другой значимый проект предусмотрен для реализации на Среднем Урале. Возможность появления на этой территории новой индустрии (причем новой не только для региона, но и всей страны) связана с расширением российско-японских отношений в области экологического производства. Японским холдингом Mitsubishi Heavy Industries Environmental & Chemical Engineering Co. Ltd и правительством Среднего Урала в лице губернатора Евгения Куйвашева уже подписан Протокол о намерениях по созданию предприятия по комплексному проектированию и производству оборудования для мусоросжигательных заводов на территории ОЭЗ «Титановая долина».

Японские представители выразили уверенность, что совместными усилиями этот проект будет реализован, ведь переработка твердых бытовых отходов – актуальная проблема для большинства городов России.

Еще одним важнейшим для России событием в промышленном секторе, на мой взгляд, является подписанное между ОАО «Кировский завод» и Skoda Transportation (Чехия) соглашения о создании совместного предприятия для производства вагонов метро, трамваев и пригородных поездов. В рамках реализации первого этапа проекта стороны направят на развитие предприятия порядка 600 млн рублей. Эти инвестиции обозначат новую «веху» в российском производстве энергоэффективных и высокотехнологичных вагонов метро последнего поколения. Не имеющие аналогов в России рельсовые составы будут потреблять на 30% меньше электроэнергии, чем поезда, находящиеся в эксплуатации сегодня. Вагоны будут обладать повышенной комфортностью для пассажиров, улучшенной эргономичностью и низким уровнем внутреннего и внешнего шума.

Понимая все те проблемы, которые сегодня существуют в метрополитенах мегаполисов, можно с большой долей вероятности говорить о том, что новый российско-чешский проект по праву претендует на звание «проект года». Особенно учитывая его направленность и продуктовый портфель, связанные с комплексной транспортной системой развития наших городов.

Начало мая обозначило и перспективы на лето для ЗАО «ПРОМТЕХ – Ульяновск». В портовой особой экономической зоне (ПОЭЗ) начнется строительство серийного завода по изготовлению авиационных бортовых кабельных сетей (БКС) с общим объемом инвестиций в проект 240 млн рублей. Авиакомпоненты будут производиться для нужд ЗАО «Авиастар-СП», а также ОАК, ОАО «Вертолеты России» и ГК «Ростехнологии». В настоящее время заканчивается проектирование инфраструктуры ПОЭЗ.

В целом, по словам губернатора Ульяновской области Сергея Морозова, потенциал ульяновской портовой особой экономической зоны позволяет привлечь на ее территорию до 100 компаний с общим объемом инвестиций более 60 миллиардов рублей. Примечательно, что в ПОЭЗ «Ульяновск-Восточный» не желают останавливаться на достигнутом. В частности, здесь уже не намерены ограничиваться тремя основными видами деятельности, определенными для этой экономической зоны еще в декабре 2009 года. Поэтому сейчас Ульяновская область добивается расширения перечня допустимых видов деятельности, в результате чего будут созданы условия для реализации в портовой зоне всего бизнес-процесса авиационной сферы (разработка – внедрение – производство).

Вообще, что касается инвестиционной деятельности, то в последние годы здесь наметилась тенденция «кластеризации». Особенное развитие получил механизм особых экономических зон. И есть все предпосылки считать, что и в 2013 году ОЭЗ России получат свое дальнейшее развитие.

Так, согласно данным базы событий 2009-2012 «Промышленное строительство РФ», в 2012 году отмечен ряд устойчивых тенденций роста основных показателей развития ОЭЗ. Прирост фактических инвестиций в 2012 году составил 61%. По данным на конец декабря 2012 года в особые экономические зоны привлечено более 340 инвесторов из 23 стран мира. Объем заявленных резидентами инвестиций превысил 400 млрд рублей.

В конце апреля очередной шаг в укрепление «кластерных позиций» внес проект комплексного развития инфраструктуры современного производственного комплекса электронной промышленности «Технополис GS» с объемом инвестиций в 25 млрд рублей. Данный проект будет реализован до 2017 года в городе Гусеве Калининградской области международным холдингом GS Group («Джи Эс Групп»).

«Технополис GS» запускается на базе действующих с 2008 года в Гусеве многопрофильных производств GS Group в сфере микроэлектроники и нанотехнологий. В кластер войдут промышленная зона, научно-исследовательский и образовательный центры, бизнес-инкубатор и венчурный фонд. Инвестор планирует создать около 5 тысяч новых рабочих мест, привлекать европейских IT-специалистов к подготовке кадров.

По словам губернатора Николая Цуканова, правительство области готово обеспечить сопровождение проекта на всех его стадиях и оказать помощь в решении всех проблемных вопросов.

Поправить ситуацию с промышленным производством в металлургии, тем самым внести свой вклад в рост ИПП, намерено правительство Красноярского края. Соответствующая целевая программа развития металлургического производства региона в 2013-2015 году утверждена 7 мая на заседании Правительства края. Программа предусматривает поэтапное – в течение 3-х лет – вложение инвестиций в металлургическую отрасль около 100 млрд рублей.

Ожидается, что в результате реализации ряда крупных инвестиционных проектов (строительства Богучанского алюминиевого завода, завершения строительства прокатного комплекса на Красноярском металлургическом заводе, строительство горно-обогатительного комбината в Саянском районе) в 2015 году по сравнению с 2011 годом объем отгруженной предприятиями металлургического комплекса продукции увеличится на 7,2%, рост ИПП составит 6,6%.

И снова свое влияние на рост ИПП окажет автопром. На сей раз производство полного цикла будет организовано под Липецком китайской компаний Great Wall. Начать производить авто – внедорожники – планируется уже этим летом на заводе «Ирито».

К слову, по заявлению президента ЕБРР Сума Чакрабати, автопроизводство наряду с различными инфраструктурными проектами является наиболее перспективным направлением для инвестиций в России.

Инновации по-русски

Определенная доля внимания досталась в обозреваемом периоде и инновациям.

Во-первых, Владислав Сурков, еще будучи вице-премьером РФ, выступая в конце апреля на заседании российско-американской рабочей группы по инновациям в Вашингтоне и оценивая работу российских властей на этом направлении, сказал, что результаты работы позволяют говорить о заложенных в России основах инновационной экономики. Однако, по мнению Суркова, стране пока не хватает экспериментальных производств, инжиниринговых центров в этой области, а также передового инновационного опыта. И тем не менее, бывший заместитель председателя правительства выразил уверенность в успешном решении Россией поставленных перед собой задач на данном направлении.

При этом он сообщил, что за счет деятельности российского правительства в этой области к 2015 году в стране будет создано порядка одной тысячи новых рабочих мест «очень высокого качества». И хотя Сурков не пояснил, что он подразумевает под рабочими местами «очень высокого качества», но, наверное, видя изнутри работу правительства в данном направлении, у него были все основания в этом не сомневаться.

При всех заявлениях сверху всегда хочется присмотреться к ним попристальнее. Мы с завидной долей постоянства умиляемся в отношении инноваций словами «должны», «должен» и «не должен»: в 2013 году затраты государственных компаний на инновации должны составить 1,5 трлн рублей, доля предприятий, осуществлявших технологические инновации, должна вырасти, расходы государства и бизнеса на инновации и науку должны быть увеличены и так далее и тому подобное. Вот и Дмитрий Медведев, выступая 6 мая на итоговой коллегии Министерства экономического развития, заявил, что переход России на новую модель экономического развития должен осуществляться в первую очередь за счет «опережающего роста несырьевого сектора экономики и развития национальной инновационной системы».

При этом он отметил, что в целом направление развития российской экономики не должно меняться слишком принципиально. Здесь имеются в виду возможные корректировки определенных действий, разумеется, при сохранении направления развития, которое заложено в соответствующих документах правительства. Существенным изменениям вектор развития, по словам Медведева, не должен подвергнуться.

Может быть, в этом есть какая-то особенная правда «от правительства». Но, с другой стороны, этим размеренным, не вчера обозначенным, неспешным путем мы уже идем последние лет 10, и каких-либо значительных подвижек так и не получили. Кроме упреков самих себя в том, что преломить ситуацию с инновациями и повысить сколь-нибудь серьезно позиции России в мировых рейтингах в данном направлении нам так и не удалось.

Да и в принципе, какой прок от слов «должны увеличить расходы, должны увеличить количество инновационных предприятий»? Все, что мы должны сделать, уже знаем как азбуку. Где, например, слова «обязаны повысить эффективность работы вкладываемых средств и обязаны сформировать спрос на инновации со стороны крупных российских промышленных предприятий?». Как будто в правительстве не знают, изучая зарубежный опыт инновационного развития, что там именно крупные предприятия являются одними из основных потребителей инноваций.

Если же говорить о создании инноваций, то, во-первых, по мнению Ольги Усковой, президента НАИРИТ, дефицита перспективных промышленных разработок российский инновационный рынок не испытывает. При этом в сборнике «Российский инновационный индекс» (РИИ), вышедшем в 2011 году, приводятся все основные показатели развития науки и инноваций в России. Согласно сборнику доля российских предприятий, осуществлявших технологические инновации, в течение последнего десятилетия колеблется на уровне 9-10%. То есть несправедливо было бы констатировать полную незаинтересованность российского бизнеса в инновациях. Ведь стало очевидно, что хоть и немногочисленная, но устойчивая прослойка инновационных предприятий, которые могут сформировать основу государственной политики по поддержке и продвижению инноваций, в России уже сложилась.

Одним из таких предприятий является компания «РусГидро», которая с июня 2013 года принимает на себя функции председательствующей в GSEP (Global Sustainable Electricity Partnership) – международной организации, объединяющей ведущие электроэнергетические компании мира.

Именно инновации станут главной темой предстоящего российского года в GSEP. Об этом сообщил директор по инновациям «РусГидро» Михаил Козлов, выступая на международной конференции «Большая гидроэнергетика». Более конкретно – направлением российского года выбрана тема «Инновации как быстрый путь к устойчивому развитию».

Как отметил Козлов, в рамках этой темы будет рассматриваться применение новых технологий и ускорение развития энергетики «за счет новых, интересных решений». Данная тема обусловлена планами «РусГидро» начать в рамках российского года реализацию крупного совместного проекта в России. «Скорее всего, мы будем рассматривать реализацию проекта на Дальнем Востоке – по решению проблемы удаленных поселков с очень сложным энергоснабжением, где используются дизели с привозным топливом по высоким ценам. Попробуем реализовать проект совместно всеми силами компаний GSEP, используя все новейшие технологии, которые у них есть», – подчеркнул Козлов.

Серьезный вклад в наращивание российского инновационного потенциала способна внести Тюменская область. За последние два года изобретательская активность здесь увеличилась в три раза. По количеству зарегистрированных изобретений регион уверено занимает третье место после Екатеринбурга и Челябинска.

По словам губернатора Владимира Якушева, выступившего с ежегодным отчетом о деятельности регионального правительства перед Тюменской областной думой, согласно данным НАИРИТ, Тюменская область поднялась в рейтинге регионов с 23-го места на 11-е и вошла в группу субъектов РФ с высокой инновационной активностью.

На сегодняшний день 12% тюменских компаний, работающих на российском рынке, относят себя к инновационным. Это достаточно высокий показатель.

Российский инновационный вектор берет на вооружение и Липецкая область. С целью создания условий для более активного перехода местной промышленности на выпуск наукоемкой продукции в ближайшее время в области будет создан Центр инновационного развития.

По словам главы Липецкой области Олега Королева, предприятия региона «мало инвестируют в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, поэтому в последние годы была потеряна связь науки и производства». Преодолеть этот разрыв и призван Центр инновационного развития. Таким образом в регионе планируют создать все условия для ускоренного перехода к выпуску наукоемкой продукции.

Нужно отметить, что власти в регионах России понимают всю сложность самостоятельного продвижения предприятиями инновационных разработок. Поэтому многие ищут пути, как помочь тем предпринимателям, которые занимаются инновациями и развитием современных технологий на производстве.

В последнюю неделю апреля стало известно о мерах, которые предпринимают в данном направлении в Приморском крае.

Учитывая всю сложность продвижения инноваций, председатель Законодательного Собрания Виктор Горчаков подчеркивает определенный риск в бизнесе, связанный с инновационной деятельностью. «Продвижение той или иной новации, реализация изобретений определяются востребованностью на рынке. В этой связи, продвижение новых идей, материалов, технологий идет довольно сложно. Поэтому необходимо законодательно поддержать тех, кто занимается инновационной деятельностью», – делает заключение Горчаков.

С этой целью 24 апреля на заседании приморского парламента был рассмотрен проект закона, где прописаны основные, принципы поддержки инновационной деятельности в Приморском крае. В этот же день депутаты приняли в первом чтении поправки в закон «Об инновационной деятельности на территории Приморского края». В новой редакции и с новым наименованием излагается четвертая глава, в которой прописаны основные цели, принципы, формы государственной поддержки инновационной деятельности, источники ее финансирования. Также корректируются понятия «инновационная деятельность», «инновационный проект», «инновационная инфраструктура».

Кроме того, на реализацию госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» в 2013 году планируется выделить более 2,2 млрд рублей.

Долой «холостые обороты»!

Итак, как видим, периоду размышлений об экономическом росте, инвестициях и инновациях наступает на пятки объективная реальность, в которой сегодня находится Россия. Пришло время предпринимать решительные действия, но, думается, не теми неспешными шагами и легкими корректировками, о которых говорят Путин с Медведевым.

Сложность проблем по всем обсуждаемым позициям и направлениям требует решений, связанных скорее с кардинальными мерами и реформами во взаимоотношениях частного сектора и государства, нежели с привычной установкой «не спешить».

При этом уже сегодня придется отдать должное разработке четких регламентов по внедрению инноваций в производство.

Также с учетом определенной экономической стагнации и положения России на мировом рынке есть прямая обязанность государства разработать и реализовать достаточно жесткую систему контроля эффективности работы средств, направленных на развитие. Только включив реальную «нагрузку», можно будет забыть о «холостых оборотах», на которых мы тщетно пытаемся добраться до «экономического чуда».

Подготовила Ольга Лазарева

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Пишите нам в редакцию, об экскурсиях на какие предприятия вы хотели бы больше узнать - постараемся с... Шедевры промышленного туризма: музей шоколада в Кельне
Еще более 350 других идей вы можете посмотреть на форуме портала в разделе "Бережливое производ... Колесо эффектов: два рацпредложения на 43 млн. рублей
Интересно как организован документооборот и архив на этом предприятии и есть ли в штате технологи. К... Цифровизация производства: посмотрите телевизор… в цехе
А какое именно специальное программное обеспечение использовалось? Конструируя результат: система управления проектами РусГидро
Полная версия статьи - в альманахе "Управление производством", это было указано в данном м... Программа «30/30/30»: новая парадигма эффективности завода «Август-Алабуга»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”