"РЭА" 0 комментариев

Как в Концерне «Росэнергоатом» работает сервис «Карьерное консультирование»

После успешно реализованных пилотных проектов в центральном аппарате Концерна и на Кольской АЭС для всех работников АЭС Росэнергоатома с сентября стал доступным сервис «Карьерное консультирование». О том, почему новация полезна и работникам, и работодателям, рассказал начальник отдела оценки и развития персонала Концерна «Росэнергоатом» Роман Михайлов.

Благодарим редакцию журнала «РЭА» (Концерн «Росэнергоатом») за предоставление данного материала.

Роман Михайлов, начальник отдела оценки и развития персонала Концерна «Росэнергоатом»

Одна из позиций в опросах вовлеченности работников – это оценка возможностей роста, развития, продвижения. В Росатоме и Концерне создан развитый и современный, прозрачный, но не всегда очевидный специалистам иных (не HR) направлений инструментарий HR-процессов. Поэтому для активного освоения этих инструментов мы должны предложить работникам сервисную услугу – консультирование в области построения своей карьеры, развития. Реализовав сервис карьерного консультирования, мы помогаем работнику планировать свою карьерную траекторию, направлять дальнейшее развитие, подходить к этому процессу в соответствии с процедурами Рос­атома, не иметь завышенных ожиданий, чтобы не разочароваться в работодателе.

Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством»300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Карьерное консультирование – направление, которое помогает ориентироваться в спектре возможностей для построения карьеры. Потребность в таком консультировании выявлена через анкетирование: в опросе, который прошли более тысячи работников Росатома, был вопрос о целесообразности «карьерного консультанта». 78 % респондентов ответили, что хотели бы получить такую консультацию у профильного подготовленного специалиста. А мы увидели, что появление такого сервиса позволит продвигать HR-процессы, реализованные в Госкорпорации и Концерне.

Учись учить

Карьерные консультанты прошли обучение новой функции. Базовое обучение было посвящено навыкам коучинга в сфере корпоративного карьерного консультирования. Когда мы говорим о «корпоративной» разновидности этой деятельности, это значит, что данная деятельность направлена на сохранение людей в отрасли. Если внеотраслевое, рыночное карьерное консультирование позволяет сориентироваться в общем рынке труда и помочь найти себя в любой компании, то наше ответвление позволяет «искать себя» в рамках Росатома. Последующее обучение карьерных консультантов строится по модульному принципу и продолжается параллельно с работой, в формате поддерживающих сессий, супервизий (когда консультация работнику проводится в присутствии пула наших карьерных консультантов, затем идет разбор этой консультации). Интервизия – разбор конкретных интересных кейсов внутри блока консультантов, которые предлагают сами консультанты.

Наука понимать

Классическое карьерное консультирование на внешнем рынке труда включает четыре основных метода: консультирование о рынке труда, профориентация, элементы коучинга и элементы психологического консультирования, а также знания по управлению личной эффективностью. С учетом нашей корпоративной направленности мы в меньшей степени консультируем по рынку труда (и не предоставляем список вакансий), но помогаем понять механизмы поиска возможностей в отрасли.

Карьерные консультанты предлагают свои рекомендации на основе выявленных потребностей работника, предпочтений и пожеланий на будущее. Консультант помогает с этим разобраться, сузить и конкретизировать «воронку пожеланий». Если у работника есть ощущение тупика и вопросы, которые он не может разрешить самостоятельно, эту проблему и помогает решить карьерный консультант. Если запросы работника не ограничиваются своей АЭС, он может получить помощь в поиске возможностей для работы в других организациях дивизиона, его переход – это лучше, чем разочарование в отрасли, уход в другие сферы, выгорание. Но мы в таком случае даем не перечень рабочих мест, а информацию о том, где можно найти вакансии, как оценить себя относительно желаемой позиции, что предпринять, чтобы о нем узнал потенциальный работодатель.

Есть ли основания опасаться, что услуга карьерного консультирования угрожает исторически сложившемуся порядку продвижения, ротации, может спровоцировать уход активных и амбициозных работников из подразделения или даже отрасли? Полагаем, что нет, цель консультирования как раз обратная – помочь работникам развивать себя в рамках подразделения, филиала, дивизиона или отрасли в целом. Мы не убеждаем работника перейти куда-то, потому что он не может дождаться повышения, но рассказываем ему о возможностях развития в его конкретной ситуации. Это способствует не уходу, а сбережению человеческого капитала в отрасли: работник понимает, что у него есть путь развития и конкретные шаги, которые нужно сделать. Проект «карьерное консультирование» по этой причине нашел поддержку у руководителей разных уровней как инструмент повышения вовлеченности. Руководителю наша консультация позволяет предметно, в единой системе координат провести сложный разговор с работником, который приходит с вопросом о развитии. Консультация повышает уровень осознанности: пообщавшись с консультантом, работник приходит к своему руководителю не с абстрактным желанием расти, а с пониманием своих сильных сторон, зон для развития и готовностью к конкретным шагам (например, пройти обучение).

Многообразие в единстве

Не каждый работник, пришедший на консультацию, имеет четкое понимание услуги, которую ему окажут. Первая большая категория наших клиентов рассматривает карьерную консультацию как информационный ресурс. Хотя по процессам планирования карьеры и преемственности информации много, она автоматизирована в системе «Рекорд», документирована и доводится через различные коммуникации, тем не менее люди рассматривают консультацию как еще один источник получения этой информации. Немалый процент обращающихся к нам хочет получить разъяснения о попадании в управленческий кадровый резерв, о формировании карьерного плана в системе «Рекорд». Это говорит о том, что «первые линии» поддержки наших инструментов пробуксовывают – возможно, в звене линейных руководителей, руководителей профильных подразделений. Мы не отказываемся и еще раз доводим информацию об инструментах планирования карьеры, при необходимости направляем к профильным подразделениям, где можно получить более подробную информацию.

Второй сегмент наших «клиентов» – те, кто понял, что необходимо развиваться дальше, но пока не знают, в каком направлении им двигаться. Они либо рассматривают несколько карьерных треков, но не видят разнообразия в развитии, либо вообще четкого понимания не имеют. Понятно, что задача карьерного консультанта – помочь сориентироваться в спектре возможностей.

Есть и третья категория работников, обратившихся за карьерной консультацией, также достаточно многочисленная. Эти работники с их точки зрения полностью состоялись, некоторые прошли программу кадрового резерва, назначены преемниками и уже имеют все для повышения, но вакансии нет, и ожидание не всегда имеет реальные перспективы. Или работник находится на временной должности, через какое-то время ее придется освободить. В этом случае консультант также оказывает неоценимую пользу, ориентируя в возможностях преодолеть кажущийся «стеклянный потолок».

Наконец, нельзя не сказать еще об одной категории: это работники, которые полезны на своей сегодняшней позиции, но у них сформированы завышенные ожидания, они стремятся перерасти свою должность. Этой категории наших клиентов также нужно помочь разобраться в своих желаниях и возможностях, чтобы избежать конфликтных ситуаций. Оказав им консультационную помощь, мы помогаем их руководителям, избавляя от непростых разговоров на тему «почему меня не повышают».

Единство в многообразии

Всем нашим «клиентам» мы помогаем повысить уровень осознанности. Вопросы, которые задают карьерному консультанту, даже самому себе, интересуют не каждый день, и самостоятельно найти ответы мало кто способен. Коучинговый подход, который мы используем, позволяет максимально точно понять суть запроса через множество вопросов, которые обычно звучат на первой консультации. Получая ответы и отвечая на наши вопросы, работник начинает задумываться, анализировать, рефлексировать. От нас уходят с другим уровнем осознанности, и, пожалуй, это и есть главный эффект, которого мы добиваемся.

Негативных отзывов от «вертикали власти», руководства Концерна, нам в настоящее время не поступало. Это не значит, что проект стартовал идеально, но мы проводим сейчас масштабную коммуникационную кампанию в том числе через наших руководителей и видим, что проект пользуется поддержкой на разных уровнях системы управления в Концерне. Полагаю, выгоды, которые предоставляет сервис нашим руководителям, очевидны. Но мы будем внимательно следить за сигналами с мест, когда проект будет развернут на всех АЭС Концерна, эту работу мы уже начали. Поэтому мы ждем неформальной обратной связи, предложений и пожеланий от руководителей на местах; вероятно, используем и механизм опроса.

В системе наших HR-инструментов неподготовленному человеку, особенно технического склада, разобраться может быть нелегко. Но карьерные консультанты, которые подготовлены в дивизионе, являются HR-работниками по основному профилю деятельности, обладают навыками для проведения экспертизы в области управления персоналом и разбираются в фактической работе «механизмов» управления персоналом в Госкорпорации. Соответственно, те рекомендации, что получают наши «клиенты», привязаны к реальности. Пожалуй, перед карьерным консультантом есть две сложные группы задач. Первая – это подробно выяснить, что мотивирует работника обратиться за консультацией, и оказать наиболее подходящую в этом случае помощь. Вторая – это оценить специфику пожеланий исходя из реальной деятельности Концерна. Например, за консультацией может обратиться эколог, химик, физик узкой специализации. В таких случаях и карьерному консультанту, и консультируемому может потребоваться выполнение «домашнего задания»: изучить перечень возможностей в отрасли и подготовить все, что необходимо для перехода.

Одна из перспективных форм для личного и профессионального роста – использование допустимых механизмов частичной занятости и совмещения, которые возможны в форме реализации отдельных проектов и новых продуктов. Если соответствующая потребность озвучивается в Госкорпорации и Концерне, она также попадает в поле зрения карьерного консультанта; мы сможем предложить реализовать избыток творческой энергии через ПСР-проект, «упаковать» отдельный продукт, пройти необходимые процедуры оформления, найти внутреннего заказчика. Возможности реализовать себя в «проектной» деятельности, как правило, требуют значительной проработки и со стороны нашего «клиента», и со стороны консультанта. Наша деятельность будет направлена на сужение «воронки запроса».

Нужны истории успеха

На данный момент у нас есть лишь единичные «истории успеха», когда карьерная консультация в конечном итоге отразилась на служебном росте. Как будет оцениваться эффективность карьерного консультирования? Безусловно, мы будем опираться на мнение людей, которым оказывали услугу. По результатам пилотного проекта, который реализован в центральном аппарате и на Кольской АЭС в 2019 году, в начале 2020 года проведен опрос. Отзывы от 100 % работников, получивших карьерную консультацию, получены хорошие: опрошенные удовлетворены проведенной консультацией, готовы рекомендовать ее своим коллегам. Однако настоящую оценку качества можно будет получить позже, когда состоятся «истории успеха» – удачно выстроенные карьерные траектории. Это объясняется и молодостью проекта по карьерному консультированию, и длительностью прохождения карьерных процедур. Но нам, безусловно, хочется увидеть фактический результат работы, набрать статистику. Поэтому мы приветствуем обратную связь от «клиентов» и призываем тех наших коллег, кто поведет сервис карьерного консультирования на местах, собирать и анализировать отзывы, делиться опытом для развития и популяризации сервиса.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”