Подробнее 0 комментариев

РУСАЛ-Краудсорсинг: Даешь идеи!

Одна голова, как известно, хорошо, две – лучше. А если тысячи? Тогда они способны сгенерировать гениальные идеи! По-научному это называется «краудсорсинг». О новом стратегическом направлении для Компании в интервью рассказала руководитель проекта «РУСАЛ – Краудсорсинг», директор департамента технической поддержки клиентов ДРП Ирина МАТВЕЕВА. 

Благодарим редакцию газеты "Вестник РУСАЛа" за предоставление данного материала.  

От каждого по способностям 

– Краудсорсинг – термин относительно новый для нашего лексикона. Что он означает?

Если объяснять просто, то это коллективный поиск оригинальных идей для достижения определенных целей. Причем цели могут быть абсолютно любыми: социальными, экономическими, производственными, политическими, научными и т.д. Если же придерживаться официальной терминологии, то краудсорсинг – это мобилизация ресурсов людей посредством информационных технологий с целью решения задач, стоящих перед бизнесом, государством и обществом в целом. Это новый подход к организации интеллектуального труда, позволяющий привлечь и задействовать потенциал широкого сообщества, экспертов, клиентов, партнеров, сотрудников и найти решения сложных бизнес-задач, образующихся на стыке знаний и опыта разных людей. При этом решение задачи распределяется среди очень многочисленной группы людей, за счет чего стоимость и время достижения результата радикально снижаются.

Насколько широко краудсорсинг распространен в современном обществе? Приведите, пожалуйста, примеры использования этого инструмента.

– Принято считать, что впервые принцип краудсорсинга в мировой истории использовало правительство Великобритании еще в 1714 году. В те времена англичане озадачились созданием точного метода определения географической долготы на море. Конечно, соответствующие изыскания можно было оплатить какому-то одному ученому, но результат в таком случае не был гарантирован. И тогда власти назначили приз, который предназначался тому, чей метод окажется самым точным и эффективным. 

Но сам термин «краудсорсинг» – «генерирование идей народом» –  появился лишь 300 лет спустя. Он впервые был введен писателем Джеффом Хау и редактором журнала Wired Марком Робинсоном в июне 2006 года в статье под названием «Восход краудсорсинга». И хотя с тех пор минуло всего 10 лет, за это время был проделан гигантский объем работы и издана не одна сотня трудов, изучающих различные аспекты краудсорсинга, сферы его применения и экономической эффективности.

– Где сегодня применяется краудсорсинг? И насколько он эффективен?

– Самый яркий пример краудсорсинга – Википедия. Десятки тысяч людей во всем мире добровольно, по собственной инициативе участвуют в процессе создания этой глобальной энциклопедии в интернете. Они уже проделали такой объем работы, который был бы не по силам никакой специально сформированной группе ученых. Этот процесс продолжается непрерывно, и благодаря усилиям энтузиастов Википедия превратилась в очень удобный инструмент и огромную базу знаний, которой мы все ежедневно пользуемся. Данный пример наглядно демонстрирует, что, предлагая решение задачи большой группе потенциальных исполнителей, заказчик автоматически достигает широкого охвата. При этом он не использует других ресурсов и не прикладывает дополнительных усилий.

– А как ситуация складывается в России? Какие проекты уже были реализованы с применением краудсорсинга?

– На территории РФ краудсорсинг хоть и появился относительно недавно и только начинает обретать форму, активно развивается в качестве модели для решения любого вида проблем и задач. Одним из таких проектов является система «Активный гражданин», которую запустило правительство Москвы. Подключиться к ней может любой желающий, установив соответствующее приложение на своем телефоне. А далее система предоставляет возможность посредством электронных референдумов и внесения различных предложений и идей непосредственно участвовать в развитии как города в целом, так и определенных районов, улиц и площадей. Например, создание зоны отдыха на Триумфальной площади в Москве – это как раз инициатива участников проекта «Активный гражданин».

Краудсорсинг в своей работе все активней используют и различные российские компании. Соответствующий проект, например, был запущен в Сбербанке, и его лично курировал глава правления Герман Греф. Банк предложил клиентам самим определить, что необходимо сделать для повышения сервиса. Результатом стало введение терминалов и электронной очереди.   

Держим интригу 

– О намерении использовать метод краудсорсинга в своей работе теперь заявил и РУСАЛ. Чем вызвано такое решение? По каким направлениям планируется действовать?  

– Идейным вдохновителем является Президент РУСАЛа Олег Дерипаска. По его убеждению, применение краудсорсинга может стать одним из инструментов в реализации глобальной стратегической задачи Компании по увеличению потребления алюминия, созданию новых продуктов, современных технологических решений. Ведь, как показывает практика, и в мире, и в России есть немало компаний и людей, которые имеют инновационные идеи, но не знают, как их воплотить в жизнь, или не обладают возможностями их реализовать. РУСАЛ готов им помочь, для этого и запускается проект «РУСАЛ-Краудсорсинг». 

– Каковы задачи этого проекта и какой результат вы планируете получить?

– Определены несколько задач. Среди них – создание, развитие и техническое сопровождение специализированной платформы «РУСАЛ-Краудсорсинг»; привлечение массовой аудитории, физических и юридических лиц, вузов и научно-исследовательских центров для участия в проекте; анализ, систематизация и классификация инновационных идей, накопление знаний и технологических решений; выявление новых потребностей наших партнеров и клиентов и создание новых продуктов. Все это направлено на достижение главной цели – увеличение потребления алюминия.   

– Что уже сделано в рамках работы над проектом? С чего вы начали свою работу?

– Прежде всего мы решили заявить о себе и о том, что РУСАЛ открыт для самых разных идей. Начали с сотрудничества с международной научной краудсорсинговой платформой InnoCentive Inc., официальными зарегистрированными членами которой являются более 375 тыс. исследователей и рационализаторов со всего мира. На этой платформе мы объявили конкурс «RUSAL Challenge: New Products and Materials based on Aluminium» («Конкурс РУСАЛ: новые продукты и материалы на основе алюминия»). Он стал уникальной возможностью для всех исследователей проявить свои творческие способности и таланты. Идеи и проекты по способам использования алюминия в самых различных сферах мог представить любой желающий.

Прием работ был завершен 21 апреля, и в итоге участниками конкурса стали порядка 250 человек, которые представляют около 40 стран мира, в том числе и Россию. Лучшие предложения будут отфильтрованы специалистами InnoCentive Inc., после чего экспертный совет РУСАЛа определит победителей. Между ними будет распределен призовой фонд в размере 10 тыс. долларов, а сами проекты будут переданы для реализации в соответствующие подразделения Компании – для запуска в производство, открытия НИОКР, создания совместных предприятий и т.п.

– Какие наиболее интересные и перспективные идеи поступили на «RUSAL Challenge»?

– Конкурс еще не закончен, поэтому не будем раскрывать интригу и говорить о поступивших идеях. На самом деле, по условиям конкурса, мы даже не знаем авторов полученных нами идей и из каких стран эти предложения поступили. Поэтому абсолютно любая идея, поданная нашими креативными сотрудниками, может оказаться в числе победителей, которых отберет экспертный совет РУСАЛа. 

Всей Компанией – на мозговой штурм 

– Как в проекте «РУСАЛ-Краудсорсинг» будут задействованы непосредственно работники Компании?

– Мы уже запустили внутренний пилотный проект аналогичного конкурса идей, задействовав службы по работе с персоналом, подключив молодежные советы предприятий. Инициатива вызвала большой резонанс: люди живо реагировали, звонили и писали нам, интересовались подробностями. В результате уже поступило 162 предложения, связанных с альтернативными способами использования алюминия в различных сферах, новыми продуктами. Это позволяет говорить о том, что у наших сотрудников есть большой творческий потенциал и желание его реализовывать. Поэтому в ближайшее время мы планируем запустить официальный конкурс среди сотрудников Компании, в ходе которого каждый сможет представить свои идеи, связанные с использованием алюминия.

– Кто и как будет определять, какие идеи и предложения достойны воплощения в жизнь?

– Сначала эксперты Компании отберут самые перспективные инициативы, после чего их авторам предстоит защитить свои идеи на специальном заседании экспертного совета. Проекты будут оцениваться по нескольким параметрам: их уникальность и новизна, возможность создания интеллектуальной собственности, коммерческая перспективность и экономическая обоснованность, инвестиционная привлекательность, практическое значение и возможность внедрения в производство на предприятиях Компании, на мощностях партнеров или соинвесторов. Понятно, что идеи должны быть реальными, а не фантастическими, и технологически реализуемыми. А вот тематически они могут быть любыми: от принципиально нового механизма до какой-нибудь мелочи, которая всем нам упростит жизнь. Главное, чтобы проект соответствовал генеральной идее – увеличению потребления алюминия.

Любой конкурс предполагает призы и награды победителям. Как будут отмечены авторы лучших идей?

– Предусмотрены финансовые и нефинансовые способы мотивации участников конкурса. Так, авторы трех лучших идей будут награждены ценными призами, главный из которых – именной iPad Pro, сделанный из алюминия производства РУСАЛа. Впоследствии для самых активных участников проекта «РУСАЛ-Краудсорсинг» предусмотрены и другие поощрения. Например, стажировки в московском офисе или на предприятиях Компании в регионах, совмещенные с насыщенной культурной программой. Или же поездки на курорт. Но самый главный стимул – не подарок, а то, что человек получает возможность реализовать свой творческий потенциал.

– Какова долгосрочная перспектива проекта «РУСАЛ-Краудсорсинг»?

В будущем мы планируем разработку и создание собственной краудсорсинговой платформы РУСАЛа, на которой на постоянной основе будут запускаться и реализовываться новые проекты, направленные на развитие внутренних инноваций, решение социально значимых и других проблем для сотрудников Компании в целом. А также на поиск лучших решений по оптимизации бизнес-процессов. Ведь Компания у нас большая, и возможности для улучшения функционала различных подразделений и взаимодействия между ними есть всегда. Кроме того, краудсорсинговый проект станет еще одним инструментом для выявления наиболее перспективных, талантливых сотрудников и формирования кадрового резерва. Ведь краудсорсинг – это очень гибкий инструмент, и, надеюсь, мы будем использовать все предоставляемые им возможности. 

Беседовал Данил КЛЯХИН, Фото из архива редакции

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”