"Энергия Северо-запада" 0 комментариев

MAXIMO: показать все, что скрыто

29 марта на Правобережной ТЭЦ завершен очередной этап внедрения системы управления активами предприятий на основе программного обеспечения, разработанного фирмой IBM, MAXIMO версии 7,5 – системы, позволяющей эффективно управлять материально-техническими активами электростанций. Была завершена доработка системы под российскую нормативную базу. Теперь началось обучение персонала Правобережной ТЭЦ, и станция сегодня превратилась в полигон освоения MAXIMO в ТГК-1. О результатах этой работы рассказал руководитель дирекции внедрения MAXIMO Николай Гармидер.

В выигрыше – оперативный персонал

– Николай Федорович, изложите, пожалуйста, популярно суть проекта.

– Всю деятельность любой станции можно разбить на две части – эксплуатацию (выдачу товарной продукции в виде электроэнергии и тепла) и процессы, ее обеспечивающие. В части эксплуатации в ТГК-1 давно внедряются автоматизированные системы управления технологическим процессом (АСУТП), а вот в части управления обеспечивающими процессами до MAXIMO в российской энергетике ничего подобного не было. Чисто физически MAXIMO представляет собой систему управления базами данных, которых в ней порядка 300. Например, база оборудования, включающая все «болты и гайки», содержит мириады единиц, база запчастей – сотни тысяч, база персонала (как собственного, так и подрядчиков) – десятки тысяч…

Достоинство системы в том, что вся разнородная информация об активе, например, о конкретном насосе, сведена воедино и адаптирована для восприятия. MAXIMO отслеживает состояние этого насоса или любого другого агрегата на протяжении всего его жизненного цикла – от начала проектирования до списания в металлолом. И удалить сведения из системы невозможно. Она помнит все действия, связанные с активом, – сколько времени агрегат работал и в каких режимах, сколько раз останавливался и сколько было произведено пусков, кто, когда и какие ремонтные работы производил. Она позволяет определить, требуется ли ему замена или продление ресурса. Или выявить причину дефекта – ту первую упавшую костяшку домино, вызвавшую цепную реакцию…

Самое заинтересованное звено во внедрении MAXIMO – оперативный персонал смен. Раньше как было: вносишь запись в журнал дефектов, и дефект висит месяц, два, полгода… Например, как была течь, так она и оставалась. У людей руки опускались.

«Чего я зря буду в журнал писать?» – рассуждали они. А в MAXIMO любая запись, любая фиксация дефекта запускает стандартный процесс: попробуй не отреагируй в установленный срок– сразу на экране компьютера появляется красная строка с тревожной записью «нарушено время» и никуда не исчезает.

Больше всего от этого «пострадало» нижнее руководящее звено. Раньше его представители часто рассуждали так: я зафиксировал дефект, а руки до него летом дойдут… Может быть. А теперь, хочешь не хочешь, придется предпринимать какие-то действия. Смена же получает быструю реакцию на свои замечания. Это воодушевляет оперативный персонал.

Другая реальность

– Для того, чтобы система эффективно работала, нужно, чтобы сотрудники все свои действия заносили в компьютер?

– Да. Но система абсолютно не противоречит нынешней работе персонала. У нас сегодня на смене и так ведется около 40 документов, сопровождающих эксплуатационную (и не только) деятельность. На столе у начальника смены должны лежать оперативный журнал, журнал дефектов, журнал учета работ, журнал местных и журнал диспетчерских заявок и еще много чего… Но, если все эти документы будут вестись в электронном виде в рамках MAXIMO, эффективность работы только возрастет, а количество макулатуры резко сократится. На первом этапе эксплуатации MAXIMO мы четко поняли: наши сотрудники могут и хотят работать с такой системой. Нагрузка на них увеличилась незначительно. Они делают все то же, но просто в иной, ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ. Казалось бы, маленький нюанс, но чрезвычайно важный.

– MAXIMO на Правобережной ТЭЦ отличается от финских аналогов?

– Такой системы, которую построили мы, еще нет в самой Финляндии. Финны предложили нам свои самые передовые идеи. Так что по сравнению с нашей системой финские аналоги, как это ни парадоксально, несколько устаревшие.

SAP и MAXIMO – не конкуренты

– Когда система будет полностью внедрена на Правобережной ТЭЦ?

– Примерно через год. Хотя совершенству, как известно, нет предела. MAXIMO позволяет сделать очень многое. Вот только надо ли нам все? В системе порядка 120 модулей. Мы используем около 30, в перспективе будем использовать около 50. То есть меньше половины возможностей системы. Стоит ли развивать полный функционал – большой вопрос. Например, если сейчас работает СУПИЗ, не нужно его заменять. Лучше к нему подключиться и использовать его возможности. Благо MAXIMO– система с открытым кодом и может интегрироваться с чем угодно, в отличие, например, от немецкой SAP, которую нужно перепрограммировать на каждое телодвижение. MAXIMO – это передовые WEB-технологии, вся работа производится на центральных серверах. У конечных пользователей нет клиентского программного обеспечения, им необходимы только канал связи с центральным сервером и ярлык с его адресом. А учитывая географию объектов ТГК-1, попробуй при иных технологиях перейти на новую версию системы.

–Как, по-вашему, в идеале могли бы сочетаться две эти системы в ТГК-1?

– Движение физических составляющих – MAXIMO, движение финансовых потоков – SAP. Склады – MAXIMO, заявки, закупки – SAP. Не задача SAP ковыряться с гайками, болтами, железом. Это прекрасно делает MAXIMO. Исходя из этого, MAXIMO разумно внедрять на уровне станций, а SAP – на уровне филиалов.

Владимир Рунов

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Еще более 300 других идей вы можете посмотреть здесь – Кайдзен и рацпредложения: примеры из жизни (с... Как «Уралэлектромедь» увеличила выпуск медной катанки на 15 %
От редакции портала - если тема повышения эргономики рабочих мест вам интересна, пишите в комментари... Практические советы по улучшению эргономики рабочего места от Schneider Electric
Просто детский сад на Камазе! Ллойд Добинс (о менеджменте): Но одна часть программы Деминга вряд ... Контроль качества: технологии личной ответственности на «КАМАЗе»
Узнайте больше Система 5S 15 чек-листов, примеры, фото и многое другое
Система 5S